Автомобили были созданы, чтобы ими управляли люди
Интересно, что думает о ситуации на дорогах человек, отдавший службе в органах внутренних дел более трех десятков лет, половину из которых работал в Госавтоинспекции?
— Что вас раздражает, когда вы едете по городу?
— Eсть любимые и нелюбимые улицы, перекрестки?
— Не лучше ли сделать все автомобили беспилотными?
— Бывает, что хочется открыть окно и обругать какого-нибудь хамоватого водителя?..
Об этом я спрашивала Геннадия Лоточкина, бывшего начальника областного УГИБДД, ныне генерального директора ОАО «Тюменьдорстрой».
— А я после выхода на гражданку стараюсь чаще ходить пешком. Вот сегодня, к сожалению, маловато прошел — всего шесть километров. А вчера десять. Неплохо, — отвечает Геннадий Дмитриевич.
Но, взглянув на мое вытянувшееся лицо (интервью с Лоточкиным-водителем на грани срыва!), успокаивает:
— Конечно же, и на машине тоже езжу — правда, в будни меня возит водитель. А по выходным я сам за рулем своей «хонды». Она, кстати, у меня уже 12 лет. Я привязываюсь к машинам — не люблю их часто менять.
— Помните свою первую?
— Обязательно. «Москвич-412» красного цвета, который я взял с рук. Года через три купил в кредит ВАЗ-2106. Это до сих пор одна из самых моих любимых машин. А что? Со всеми задачами справляется, зимой в ней тепло.
— А с точки зрения безопасности что лучше?
— Безусловно, машины, оборудованные, как минимум, подушками безопасности.
— Будучи гражданским человеком, вы продолжаете по привычке контролировать ситуацию на дорогах?
— Не то чтобы контролирую… Но обращаю внимание на то, как она меняется. Раньше я передвигался на служебном автомобиле с соответствующей символикой и спецсигналами. И водители — при виде даже самой машины — старались не нарушать. Сейчас я езжу на гражданском автомобиле и, казалось бы, должен видеть больше нарушений, но серьезных не так чтобы очень много. Тюмень вообще стала гораздо опрятнее в смысле соблюдения ПДД. Говорю вам это как обычный участник дорожного движения, а не бывший сотрудник автоинспекции. С 2007 года, когда я пришел на пост руководителя областного УГИБДД, дорожная обстановка в корне изменилась. Прежде мы за день могли зарегистрировать 70-80 столкновений — представьте себе! А сейчас проезжаешь по городу — одно-два, а то и вовсе их нет. Доволен тем, что нынешнее руководство нашей Госавтоинспекции продолжает то, что когда-то начинал я. Много внимания уделяется профилактике детского травматизма на дорогах — спасибо Анжеле Борисовой. Отмечается снижение числа погибших в ДТП.
— Вы все еще в курсе статистики?
— Да. С той только разницей, что теперь черпаю ее из средств массовой информации. И мне нравится, что тема безопасности дорожного движения — одна из ведущих в СМИ. Вы, журналисты, освещаете все резонансные аварии, анализируете их. Это правильно и необходимо. Это пропаганда.
— Eще одна животрепещущая тема в СМИ и социальных сетях — агрессия на дорогах…
— Агрессивный водитель — это человек, который агрессивен и в быту. Увы, люди бывают разные. Плохо воспитанные могут встречаться во всех сферах жизни.
— …И хочется остановить машину, выйти и разобраться с хамом прямо на месте?
— Было такое, когда работал в ГИБДД. Eсли видел из ряда вон выходящее нарушение, обязательно останавливал машину и проводил беседу с водителем. Это не считая административного наказания, которое его тоже, несомненно, ждало. И сейчас случается, что хочется поставить хама на место. Но что я могу сделать — обругать? Но на следующий день напишут, что бывший начальник ГАИ ведет себя неподобающим образом.
Eсть, впрочем, ситуации, когда действуешь на автомате, не задумываясь о последствиях. Как-то я остановился на улице, кажется, Калинина перед нерегулируемым переходом, чтобы пропустить пешехода. А в зеркало вижу, что по левой полосе несется машина и не думает тормозить. Пешеход ее не видит! И я распахнул водительскую дверцу, замахал рукой тому водителю. К счастью, он успел затормозить. Все люди и машины остались целы.
— Какие нарушения возмущают вас больше всего?
— Когда не пропускают пешеходов — тем более, детей. Проезжают перекрестки на красный сигнал. Перескакивают из одного ряда в другой и обратно, создавая аварийно-опасные ситуации и заторы. Не пристегиваются ремнем безопасности. Неужели так сложно пристегнуться?!
— Вы помните наизусть все правила дорожного движения?
— Я умею читать знаки. Eсли бы все водители это делали, конфликтные ситуации свелись бы к минимуму.
— Кого вы обязательно пропускаете на дороге?
— Ой, я всех пропускаю, кто попросит! И мне очень приятно, когда за это благодарят аварийкой. Мне кажется, иногородние этого нашего негласного тюменского правила этикета не знают. Даже обидно бывает — пропустишь, а они молчком прошмыгнут, как будто так и надо.
— Ваш любимый городской маршрут? И нелюбимый перекресток?
— Люблю ездить и гулять по исторической части города. Самый нелюбимый перекресток с водительской точки зрения — пересечение улицы Рабочей с Червишевским трактом, где постоянно собираются пробки. Хотя светофорные объекты Червишевского тракта подключены к автоматической системе управления дорожным движением. Но почему-то работает она не так эффективно, как хотелось бы.
— Каким видом транспорта вы управляете, кроме автомобиля?
— С удовольствием езжу на велосипеде. Для велосипедистов в нашем городе за последние годы созданы очень комфортные условия. И в дальнейшем ситуация, я уверен, будет только улучшаться.
— Бытует мнение, что если сделать все автомобили беспилотными, то получится исключить человеческий фактор и свести количество аварий к нулю…
— Не знаю… Автомобили созданы, чтобы ими управляли люди, а не роботы. Так что давайте лучше будем работать над собой, соблюдать правила и не допускать ДТП.
— Какая авария запомнилась вам как начальнику УГИБДД?
— С болью переживал все аварии, где получали травмы и гибли люди. Для меня и по сей день каждая такая авария — личная боль.
— Что в первую очередь изменилось в вашей жизни после выхода в отставку?
— Раньше я приходил домой, падал в кровать и засыпал без сновидений. А сейчас мне начали сниться сны — сначала черно-белые, потом цветные.
— Дороги не снятся?
— Нет. Снятся леса, горы, луга, озера, моря… Мне очень это нравится.
ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ
***
фото: Геннадий Лоточкин в бытность начальником областного УГИБДД.