X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Жизнь в виртуальном реальности

Новые технологии не просто аккуратно просовывают руку в дверь нашей жизни, они давно открывают ее пинком. Не успеваешь подстроиться и быть в курсе новинок — хорошенько огорошат в самом неожиданном месте. Например, в музее.

За это скажем спасибо федеральному проекту «Цифровая культура» — благодаря ему на развитие в России выставок с электронными гидами и создание экспозиций с элементами дополненной реальности в 2019 году было выделено 100 миллионов рублей. В Тюмени это прямые трансляции, виртуальные залы (недавно у нас открылся такой в «Современнике») и путешествия с помощью VR-очков. Я решила разобраться в плюсах и минусах этих путешествий.

Скобелева и там и тут показывают

К VR-выставке, что проходит в музее имени Словцова 3 ноября, меня готовят как к первому полету в космос. Молодой парень в деловом костюме обеспокоенно интересуется:

— Вам удобно? Вы хорошо себя чувствуете?

До этого, честно сказать, я чувствовала себя отлично, но теперь начинаю волноваться. Мои сомнения прерываются аккуратно надетыми на меня массивными очками виртуальной реальности, а после не менее массивными наушниками. Вместе с другими посетителями выставки мы сидим на хаотично расставленных крутящихся стульях. В руках у меня пульт управления с единственной кнопкой.

— Eсли станет дурно, можете нажать на паузу, — сквозь плотно прилегающие наушники слышу я.

Я несколько раз моргаю в очках и вижу, как из тумана выплывает Сергей Скобелев, ведущий актер драматического театра. Особенно интересно, что вообще-то Сергей Скобелев только что сидел рядом со мной — также готовился посмотреть VR-выставку. Теперь же он стоит на холме, где Тобольский кремль. Eсли вертеть головой, то можно рассмотреть весь город с высоты и стену кремля, полюбоваться голубым небом. Вид в очках, конечно, значительно уступает настоящему. Зато не надо тратить несколько часов на поездку и мерзнуть в осеннюю слякоть.

После мы совершаем путешествие уже не в Тобольск, а сквозь время — крестьяне на фоне добротных изб общаются между собой. Головой и всем телом приходится вертеть постоянно, потому что персонажи заходят, начинают говорить или действовать с разных сторон. Пока верчусь, ногой врезаюсь в соседний стул и извиняюсь — непонятно перед кем, потому что перед глазами у меня Семен Ремезов.

В технологиях заметен большой потенциал — с улучшением качества изображения такие путешествия будут казаться почти настоящими.

После выставки журналисты общаются с Сергеем Скобелевым. Он шутит, что пошел по стопам Константина Хабенского, который провел такую же виртуальную экскурсию в Эрмитаже. А еще, что съемки в 360 градусов — это настоящее испытание. Ведь даже когда снимают не его сцену, актеру тоже приходится постоянно держать лицо, потому что одним глазом камера всегда держит под прицелом каждого участника съемок.

А я, выбирая между настоящим Скобелевым и виртуальным, однозначно за настоящего. Даже самая современная камера передать все обаяние актера не смогла.

Анастасия Богданова

Театр онлайн

Посетить все 20 спектаклей международного фестиваля «Театральная революция», что проходил с 1 по 5 ноября, было физически невозможно. В одно время в разных местах давали сразу по два-три спектакля. Возмущенным зрителям предложили альтернативу — посмотреть некоторые постановки в интернете.

Я решила провести эксперимент и сравнить впечатления от постановок в одном и том же зале. Выбрала для этого сцену на пятом этаже драматического театра. Там вживую я посмотрела спектакль режиссера из Афин «Вакханки» по одноименной древнегреческой трагедии Eврипида. А виртуально увидела спектакль пермского театра «Муравей в стеклянной банке» о девочке Полине, которая провела свое детство под бомбежками Чеченской войны.

Спектакль «Муравей в стеклянной банке» играют совсем юные артистки. Несмотря на то, что это вполне понятное решение, ведь и история рассказывается от лица маленькой девочки, трудно удержаться от сравнения с эффектом Греты Тунберг, что эмоционально выступила за сохранение экологии на заседании ООН. Многие положительно оценили ее порыв, некоторые сказали, что ребенка использовали, — сама девочка не может быть озабочена такими вопросами, да и вообще, вплетать детей в дела политические и экономические — плохо. Так ли это? Трудно судить. Но дети, которые произносят со сцены важные слова о пытках в тюрьмах, незаконных арестах, войне, страхе, призывают бороться за свободу, не сдаваться и не отчаиваться, — выглядят как-то… странно, неправильно, что ли. И, возможно, этот эффект и был целью режиссера. Показать, что не дети должны стоять на трибуне ООН или участвовать в митингах.

Что касается «Вакханок», то греки озадачили тюменского зрителя — весь спектакль прошел на греческом языке без субтитров и без предупреждений об этом. А еще в очень традиционном духе греческой трагедии. Впрочем, именно этот традиционный дух смог пробить языковой барьер. Актеры играли так ярко и эмоционально, будто заполнить своим голосом и энергией им надо не маленькую сцену, а древний афинский театр Диониса. И это не оставило возможности не понимать или не сочувствовать происходящему. Экспрессивная манера игры буквально вдавила зрителей в сидения. Одна девушка восторженно аплодировала, а после, уже в гардеробе, радостно сообщила подруге:

— В конце я все-таки поняла, кто был Дионисом!

Я про себя с гордостью отметила, что поняла уже в середине.

…В целом современные технологии — хорошие помощники, своего рода костыли, подпорки. Здоровому человеку лучше справляться без них. Но если альтернативы нет… то и виртуальное присутствие — хорошее решение проблемы. Впрочем, стоит ли так активно «ставить всех на костыли» — вопрос глобальный. И у экспертов на этот счет довольно разные позиции.

***
фото: Сергей Скобелев тоже примерил очки виртуальной реальности ;В музей за впечатлениями и классными фотографиями.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта