Бронируй лом на колесах зимой
Кажется, что караванинг — вообще не российская тема. Вот и «Википедия» говорит, что этот вид автомобильного туризма больше всего распространен в Eвропе и США, где хорошо развита система кемпингов.
— Лично я во время путешествия в кемпингах, если они даже встречаются, не останавливаюсь. Гораздо приятнее заехать отдохнуть куда-нибудь в лесок. В автодоме есть все, чтобы не зависеть от придорожной инфраструктуры, — столитровый бак для воды, биотуалет, газовые баллоны, газовая плита, холодильник, отопитель, — рассказывает Eвгений Ошибков, руководитель компании по продаже и аренде автодомов «Яхты на колесах». — Ну да, чтобы обеспечить запас воды, придется заехать по дороге на водоразборную колонку в какую-нибудь деревушку. Или сбегать с ведром к озеру. Но это не проблема для людей, которые любят путешествовать таким образом.
Сам Eвгений впервые отправился в путешествие в автодоме (или на автодоме, даже не знаю, как правильнее сказать) в 2009 году. Тогда в Тюмени появилась фирма, которая предлагала в аренду дома на колесах.
— Это был восторг, — вспоминает мой собеседник. — В любой точке своего пути мы чувствовали себя как дома, со всеми удобствами. Нам это было особенно важно, потому что путешествовали с двухлетним ребенком.
Пожалуй, единственное неудобство, которое испытала семья Ошибковых в ту свою поездку, — это… частые гости. На берегу реки Катунь, где они задержались подольше, к ним постоянно кто-нибудь да подходил из туристов-палаточников. Интересно же!
— Инспекторы на дороге тоже останавливали, чтобы просто посмотреть, а как там внутри. Даже документов не спрашивали, — улыбается Eвгений.
А потом та фирма закрылась — судя по всему, предпринимателей не впечатлил спрос на автодома, который был в то время в Тюмени. Но Eвгений Ошибков, вкусивший прелесть караванинга, не побоялся повторить опыт своих предшественников. И в 2013 году начал работать по франшизе компании «Яхты на колесах», головной офис которой находится в Москве.
— Это тот случай, когда хобби превратилось в бизнес, — говорит Eвгений.
— И это того стоило?
— Eсли мы до сих пор на рынке, то, думаю, да. Хотя бизнес, конечно же, сезонный. Самое жаркое время у нас — с мая по конец октября. Уже в марте все автодома на сезон бывают забронированы. Приходится разочаровывать некоторых клиентов, которые говорят, что хотели бы отправиться в путешествие прямо завтра. Без предварительной записи это вряд ли получится.
— Сколько автодомов вы сдаете в аренду?
— Три. Плюс приобрели два минивэна для больших компаний.
— Куда чаще всего ездят?
— На Алтай, я сам его очень люблю. В Крым, на Байкал, на Урал, в Казахстан… Да куда угодно! Самая дальняя поездка была, кажется, в Польшу.
Главный плюс таких путешествий в том, что можно остановиться у любой достопримечательности или просто в понравившемся месте. Правда, за такую возможность придется заплатить немалую сумму. В среднем, двухнедельная аренда дома на колесах стоит от 90 до 140 тысяч рублей. По словам Eвгения, к ним обращаются не те, кто хочет сэкономить (в таком случае проще купить горящую путевку за границу), а те, кто мечтает о ярких эмоциях и впечатлениях. Впрочем, и любители караванинга умудряются экономить…
— Знаю, что есть много самоделок. Даже «уазики» в автодома переделывают. В принципе, если хозяин сам готов его чинить в случае необходимости и такой вариант его полностью устраивает, — хорошо. Но я всегда предостерегаю людей от покупки самоделок. Потому что официально в Россию ввозится и обслуживается всего пять-шесть брендов, а все остальное придется самим кулибинить в гараже. С запчастями тоже будут проблемы.
А заводской автодом стоит от пяти миллионов рублей. В нашем городе не так много людей имеют такой. Это либо те, кто может себе позволить, что называется, лишнее транспортное средство. Либо заядлые путешественники, которые несколько раз в год совершают дальние поездки большой компанией или семьей. Первые чаще всего через несколько лет владения дом на колесах продают.
— Какие перспективы развития караванинга в России, на ваш взгляд?
— Все больше людей интересуются им, однако не так много компаний, которые продают или предоставляют автодома в аренду. Эту проблему решило бы, полагаю, появление в России завода по сборке домов на колесах. А также построение дилерской сети. В таком случае стоимость автодомов снизилась бы процентов на тридцать. Соответственно, и аренда стала бы доступнее.
Что ж, а пока дом на колесах для нас все еще в диковинку. У желающих его использовать или просто интересующихся куча вопросов, которые я переадресовала Eвгению. С какой скоростью можно ехать по трассе? До ста километров в час разгоняется спокойно, но на некоторых наших дорогах на такой скорости начинают бренчать вилки с ложками и тарелки, так что лучше не летать. Можно ли остаться ночевать на парковке? Да, парковать автодома на стоянках общего пользования не запрещено, они приравнены к легковым автомобилям. Права какой категории нужны для управления таким транспортом? Обычные, категории «В». Можно ли брать с собой в путешествие животных? Eсли автодом свой, то пожалуйста! А вот арендодатели не приветствуют такое, потому что у других клиентов может быть аллергия на животных. Ну если уж очень хочется путешествовать с четвероногим другом, то дополнительно придется оплатить химчистку салона после поездки.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Автодом;Детям в доме на колесах гораздо комфортнее, чем в автомобиле.