Медитация с мультикультурным оттенком
Средняя Азия, какая она есть, — это Киргизия. В единстве противоречий вся ее прелесть.
Как старшему по возрасту тебе уступают место в общественном транспорте. Но ни за что не пропустят на перекрестке, если ты за рулем машины. На дороге в самый час-пик можно застрять в пробке на час из-за того, что осел, впряженный в арбу, не желает больше везти поклажу. И стоят новехонькие джипы в ожидании, когда у животного сменится настроение.
Летом в Бишкеке сибирякам сложно: уж очень жарко и шумно. Особенно с детьми. После прилета в аэропорт, как бы у нас сказали, федерального значения, последовало проведывание всех многочисленных родственников. Через неделю муж решил, что пора освежиться. В прямом смысле. В северной части страны расположено озеро Иссык-Куль. Благодаря континентальному климату и высокогорью здесь прохладный воздух и невероятные горные ущелья.
Иссык-Куль нас встретил пятнадцатью градусами тепла. Прогноз не утешил, поэтому начали придумывать, что бы нам этакого посмотреть. Поселились удачно — рядом с Чолпон-Атой. Этот маленький туристический городок в советские годы был курортом: исключительно ведомственные здравницы работали в районе так называемых золотых песков. Сейчас здесь все больше гостевых домов, плотной застройкой закрывающих береговую линию. Строят их в основном турецкие и казахские инвесторы.
Из культурно-развлекательных новоделов самым интересным оказался центр имени Чингиза Айтматова. В комплексе под названием «Рух Ордо» известному писателю посвящены зал для встреч, библиотека, музей… Предусмотрели даже скамейку, на которую уютно усадили бронзового Айтматова. Туристы любят с ним побеседовать и сфотографироваться, что заметно по его отполированным до блеска рукам и колену. А в центре комплекса расположены скульптуры, созданные по мотивам его романов и рассказов. Они задевают зрителя, даже не особенно знакомого с творчеством писателя. Поражает «Вой волчицы», символизирующий боль женщины, которая потеряла ребенка. Для нас, родителей троих детей, ее безмолвный крик разрывает тишину, царящую в «Рух Ордо». Гранит молчит, но мы услышали этот звук. Бродя меж скульптурами, нам впервые за день не хотелось ничего обсуждать и разговаривать. Только читали для младшей дочери подписи к скульптурам. Других звуков в нас не было. Пока не подошли к воде.
Это был второй поразительно яркий момент. На берегу установлена белоснежная театральная сцена. Конструкция абсолютно воздушная — ее границы обозначены лишь двумя боковыми стенами и крышей. Все строение стилизовано под традиционное жилище киргизов — юрту. Когда смотришь сквозь него, тебе открывается озеро во всей его красоте и мощи. Нам рассказали, что в спектаклях и на концертах, которые здесь не редкость, всегда обыгрываются особое месторасположение и вид, открывающийся с этой точки на горные ледники противоположного берега.
Здания, стилизованные под культовые сооружения мировых конфессий мирно сосуществуют на территории комплекса. Все они возведены в едином стиле, отличаются только наполнением. Они подтверждают: мы — едины, а мировые культуры равны. Eсть возможность побывать там, куда в обычной жизни не ходишь, потому что просто недосуг или в голову не приходит такая мысль. Внутри скромное убранство. Чаще всего это артефакты, роспись на стенах, религиозные книги. Сами сооружения интересны еще и тем, что за 12 лет уже обросли легендами. Так, по одной из них, чтобы сбросить с себя всю отрицательную энергию, необходимо встать под круглым отверстием в центре купола. Мы проверяли, сработало.
Рядом с ними фонтан с ангелами из мрамора цвета слоновой кости. За ним три скульптуры грации и павильоны с картинами. Меня вдохновили пейзажи, а вторую половину — портреты Курманжан датка (датка — обозначение царственного титула). Она больше сорока лет в конце XIX века была предводительницей алайских киргизов, проживающих на юге страны. Сохранилось немало фотографий ханши, но художникам наиболее точно удается передать ее мощь. Удивило трепетное отношение к ней. Большая часть населения в Киргизии исповедует ислам. Роль женщины в исламе — семья, дом, быт. И при таких традициях почтение к Курманжан датка достигает необыкновенной силы. Eе часто изображают в накинутой на плечи шубе из барса, в высоком головном уборе — элечек. Кочевой образ жизни сказался и на том, что носили женщины. Хранительница очага должна быть готова к любым событиям, поэтому на голове она носила около 40 метров белой хлопковой ткани. Элечек уравнивал всех — знатных и небогатых, молодых и пожилых замужних женщин. Для кочевников он — и пеленки для ребенка, и бинты для раненых, и саван и многое другое. С мужскими колпаками из войлока тоже все непросто. Их бережно хранят, снимают только в исключительных случаях.
В продолжение мужской темы по всей территории культурного центра установлены изваяния усопших воинов. Их называют балбалы. После того, как татаро-монгольские завоеватели прошлись по Киргизии огнем и мечом, балбалы начали уничтожать. Несмотря на историческую ценность, эту реликвию в музейных комплексах размещают в основном на улицах. Так же, как и древнейшие петроглифы.
Покидая «Рух Ордо», мы оживленно обсуждали впечатления и сошлись во мнении, что эта мульти- культурная площадка и есть отображение сути народа. Страна была и остается транзитной. По ее земле веками шли караваны Великого шелкового пути. Киргизия всегда на перекрестке культур. При этом киргизам удается сохранять самобытность.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Картинки мультикультурного центра «Рух Ордо».;