X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Не плясать под чужую дудку

Психологи давно изучают феномен толпы. В какой момент человек теряет себя и растворяется в массе других?

Говорят даже, что в толпу людей можно превратить намеренно. И есть те, кто достигал в этом деле немалых успехов. Это не только государственные правители и идейные лидеры, иногда это, на первый взгляд, неприметные специалисты по маркетингу. Не верите? Но вот снова приближается «Черная пятница», когда толпы американцев побегут атаковать дорогие магазины. По пути за новыми, недоступными ранее вещами, почти теряя человеческий облик.

Впрочем, от эффекта толпы — как политического, так и маркетингового, себя можно защитить…

Наблюдая за метаморфозами

Первый в Тюмени всероссийский фестиваль детских театров прошел в «Космосе» в выходные. И пусть слово «детские» не собьет вас с толку, зачастую спектакли поднимают волнующие нас, взрослых, темы. Например, работа москвичей из театральной студии «Дети райка» о механизмах лишения человечности. Сюжет спектакля буквально пересказывает книгу «Волна» Тода Штрассера. А она, в свою очередь, основана на реальных событиях. Постановка начинается с урока истории, где ученики рассуждают о нацизме. Дети задаются вопросами: «Неужели все немцы были нацистами? Почему никто не сопротивлялся? Почему не остановили миллионы смертей?»

Учитель Бен Росс пытается объяснить это нищетой, дефолтом, униженностью немцев после Первой мировой войны, страхом. Но не убеждает детей, которым кажется, что эти мелочи не могли послужить причиной такой жестокости. Тогда, желая донести до учеников основные принципы фашистского режима, Бен Росс создает движение «Волна». Начинается оно с соблюдения дисциплины и одной для всех формы. Бен Росс ставит всем в пример мальчика-изгоя — тот хорошо держит спину и четко выполняет команды. Впервые мальчишка чувствует себя наравне со всеми. Впрочем, других детей в «Волне» тоже привлекает многое: нет богато и бедно одевающихся, умных и глупых (учитель поощряет не знания, а дисциплину и преданность движению). Проблемы становятся очевидны, когда одна из тех, кто участвовал в движении, — девочка Лори (Нелли Заркуа, приз за актерскую работу на фестивале), решает уйти из «Волны» и пишет о движении критическую статью в школьную газету.

— Я имею право на свое мнение, — говорит Лори. — Посмотрите на себя! Разве вам не кажется странным то, что происходит?

Но вчерашние друзья избивают девочку. Так, постепенно дети теряют индивидуальность и делят мир на своих и чужих… Впрочем, заканчивается спектакль относительно хорошо. Благодаря Бену Россу дети осознают свою неправоту. И только мальчик-изгой остается один на сцене, в отчаянии обхватив голову руками.

…Об изгоях и их судьбе рассуждают не только дети. Один за другим известные режиссеры снимают фильмы о социальных изгоях — людях за чертой бедности. «Джокер» Тодда Филлипса, «Паразиты» Пон Чжун Хо, «Eлена» Андрея Звягинцева — герои этих фильмов переживают почти одинаковые метаморфозы.

Режиссеры не столько сочувствуют им, сколько предупреждают: социальное неравенство перестает быть финансовым, богатые и бедные становятся людьми, которые живут в разных мирах, они по-разному думают и даже чувствуют. В «Паразитах» высокомерное отношение богатых к жизни его семьи и осознание невозможности преодолеть это неравенство толкают человека на убийство. Комика Артура Флека (Джокера) и Eлену режиссеры тоже подводят к этой черте. В какой-то момент от нечеловеческого к себе отношения все эти персонажи будто теряют человеческий облик.

Режиссер спектакля «Волна» Юлия Витковская говорит: ей хочется донести до детей, что нацисты когда-то были людьми, но довольно быстро превратились в нелюдей. И от подобных метаморфоз, увы, трудно себя застраховать.

— Чем дальше от нас история, тем больше нам кажется, что мы никогда такого не повторим, — говорит Юлия. — А спектакль — один из способов прочувствовать, насколько это близко к каждому из нас. Для меня возможность избежать подобного «превращения» — не утрачивать индивидуальность. Пусть иногда это и значит — быть изгоем.

Денис Моргунов

Ценность авторского взгляда

Александр Павлов, заслуженный художник России, 29 ноября в музее имени И.Я. Словцова открывает большую персональную выставку «Времена года». В ней будут представлены лучшие пейзажи художника — более 200 картин.

Одна из самых ярких работ «Весна- красна» — копия, выполненная автором. Оригинал хранится в коллекции Русского музея, как и еще 11 работ художника. Мы говорим с Александром Николаевичем о том, каково это — искать новое в знакомых пейзажах? И хуже ли авторские копии оригиналов картин?

— Да, казалось бы, после Шишкина — что еще можно сказать в пейзаже? Но, работая над картиной, я иду не от внешнего поиска, а от внутреннего. То есть ищу не то, чем можно удивить зрителя, а то, что удивило меня. И пытаюсь как можно точнее передать это чувство на холсте, — говорит художник. — Когда в Русском музее проводили выставку, посвященную пейзажной живописи — моя картина висела как раз напротив работы Ивана Шишкина. Это стало для меня сюрпризом. Значит, что-то, видимо, мне удалось передать, что-то зацепило составителей выставки.

«Весна-красна» была написана художником в тот момент, когда снег ярко играл на солнце. Александр Павлов стоял спиной к лесу, тени деревьев синими красками ложились на сияющую снежную гладь. Но, принеся холст с пленэра домой, Александр Николаевич обнаружил — картина не передала того, что он увидел. Не было чувства ослепляющего сияния. Тогда поверх снега на полотне он написал ярко-красную сетчатую тень леса и сами деревья. Благодаря этому приему удалось передать главное — не фотографическое сходство, а ощущение от увиденного.

— Что касается копий, часто они получаются не хуже, а лучше оригиналов. Предположим, я пишу цветы. Сколько у меня времени до того, как они завянут? Не больше трех дней. Но когда кто-то заказывает мне копию моей картины с цветами, у меня появляется возможность домыслить работу, — говорит Александр Павлов. — Иногда получается так хорошо, что картину жалко отдавать. Тем и отличаются авторские копии от репродукций — это самостоятельные произведения. Главное, что необходимо при работе над картинами — попытаться воспроизвести в себе те чувства, что были во время написания оригинала.

Персональная выставка Павлова в Тюмени была десять лет назад. Для тюменцев это уникальная возможность познакомиться с новыми работами художника. И посмотреть на родные пейзажи его особенным взглядом.

Нежность Александры Пахмутовой

Концерты, посвященные 90-летию знаменитого композитора Александры Пахмутовой, прокатились по всей стране. Исключением не стала и Тюмень — в честь юбилея композитора наши хоровые коллективы подготовили собственную программу. Пахмутовой и ее любимому мужу Николаю Добронравову — автору многих текстов их общих песен, удалось сказать свое слово, кажется, на все возможные темы, близкие и нашему региону. Спели о геологах, спортсменах, школьниках…

Молодым хористам, правда, выпало нелегкое испытание. Попробуй исполнить песни, которые до тебя пели Эдита Пьеха, София Ротару, Анна Герман, Иосиф Кобзон! Поэтому их поддерживали из зала. А руководитель детского хорового коллектива «Гармония», заслуженный работник культуры Вера Панова, дирижировала не только хором, но и зрительным залом. Все вместе выводили: «Под крылом самолета о чем-то поет…»

Но были песни, которые, как писал Иосиф Бродский, «хором не спеть». На них зрительный зал замирал. Например, когда Eлена Шлыкова исполнила знаменитую «Нежность».

…Действительно, трудно представить коллективную нежность. Так же как коллективную любовь. Да и коллективный разум вызывает некоторые сомнения. Впрочем, отделиться от коллектива достаточно легко — нужно не забывать себя.

***
фото: Александр Павлов и картина «Весна-красна» ;Хор кадетского училища поет песни на музыку Александры Пахмутовой.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта