Новые маршруты тюменских речников
Речники «Обь-Иртышского речного пароходства» за навигацию 2019 года перевезли почти полтора миллиона тонн грузов.
Сейчас суда уже стоят в плановых пунктах отстоя, и экипажи готовят их к зимовке либо ремонту. Чтобы к началу новой навигации они были в готовности.
— Конкуренция на рынке транспортных услуг растет постоянно, — говорит директор по эксплуатации флота и безопасности судоходства «Обь-Иртышского речного пароходства» Владимир Лапшин. — А в конкуренции, как говорится, побеждают опыт и реакция.
Мы беседуем об особенностях рынка водных транспортных услуг, о завершившемся сезоне. Справа от рабочего стола Лапшина на стене — карта Обь-Иртышского бассейна. От Тюмени и до Обской губы, а там до Карского моря и Eнисейского залива — все расчерчено синими дорогами водников. По ним речники ОИРПа на протяжении уже почти 40 лет доставляют грузы в самые северные точки региона.
— Eжегодно мы выводим на воду около 60 единиц буксирного флота, — рассказывает Владимир Николаевич. — Это рабочее ядро предприятия. И около 160 единиц несамоходного флота — баржи различной грузоподъемности. После завершения строительства завода по сжижению природного газа на полуострове Ямал, в Сабетте, одним из основных наших грузопотоков стал путь на Салмановское (Утреннее) нефтегазоконденсатное месторождение. Только щебня перевезли больше ста тысяч тонн, а еще генеральный груз — оборудование. В этом году открылось также новое направление — в Eнисейском заливе в 30 километрах от бывшей полярной станции Лескино начались изыскательские работы. Наши суда первыми туда пришли: привели баржи с грузом, все для строительства инфраструктуры. К берегу подойти было невозможно из-за малых глубин. Пришлось производить дноуглубление с помощью землесоса «Ямал». Так что есть еще одна новая точка на нашей карте.
Несмотря на то, что навигационный период длится больше полугода, каждый маршрут рассчитывается с учетом природных факторов.
— Он распределяется у нас от юга к северу, — поясняет Лапшин. — Например, если из Тюмени первый состав мы отправили в конце апреля — начале мая, то в Салехарде паромы начали курсировать после 20 мая. А на Новый порт мы пришли только в третьей декаде июня, на Салманы — в начале июля. В Тазовскую губу — тоже июнь-июль. По ледовой обстановке в Обской губе ориентируемся: есть ли выход к Карскому морю? Как правило, движение по нему приходится на июль-август. Все зависит от погоды и ветров. Обратный путь также весь распланирован. Но не все суда вернулись в Тюмень и Тобольск: по заявкам уже с сентября планируем оставлять теплоходы в тех местах, откуда они будут стартовать в новую навигацию. Например, ежегодно перевозим уголь в труднодоступные районы ХМАО, в том числе по реке Северная Сосьва. Это можно сделать весной сразу после ледохода — по большой воде. Для этого осенью заводим в Моряковский речной затон (в Томске) порожние составы, где они будут зимовать. Весной подаем их в томский порт на погрузку угля и потом уже спускаемся — следом за льдом.
Предприятие, образованное в 1982 году для потребностей нефтегазового комплекса Западной Сибири, по-прежнему на плаву. И выполняет, как и десятилетия назад, свою главную задачу — доставку грузов в труднодоступные районы Тюменской области.
***
фото: Одно из судов флота ОИРП ;Владимир Лапшин.