И никаких условностей
Зачем зимой кататься на велосипеде? Холодно, скользко, опасно. Так рассуждают многие и забывают о велосипедах до весны.
Но есть в Тюмени велосипедисты, что не обращают внимания на такие условности, как климат и погода. В их числе директор магазина «Экоспорт» Валентина Слинкина.
— Зимой город вроде бы тот же, а виды и ощущения другие, чем летом и весной, — говорит Валентина. — Некомфортно на холоде? У нас и в минус 30 люди катаются. Надевают маску для сноуборда, горнолыжный костюм, теплые варежки, специальные бахилы на ноги, от колес же летит всякая грязь, мокрый снег. Да и зимой интереснее, чем летом. Труднее держать баланс, прокачиваешь навыки по управлению велосипедом. Ну и на велосипеде быстрее, чем на автобусе, особенно если улицы очищены от снега.
Сама Валентина зимой ездит все же реже, чем летом. Но дело в том, что живет она в 30 километрах от города, а проезжать такое расстояние по грязной зимней трассе — сомнительное удовольствие. При этом эти 30 километров — самое большее расстояние, которая девушка преодолевала на своем любимом транспорте.
— Это еще немного, — продолжает Валентина. — В минувшие выходные знакомые ребята проехали 50 километров. Они по льду пересекли на велосипедах озеро Тарас- куль. Впереди двигалась группа на фэтбайках (разновидность горного велосипеда на толстых покрышках, отличается повышенной проходимостью по снегу, песку и так далее), а остальные на обычных велосипедах следом по колее первой группы. Причем самые последние ехали на обычной летней резине.
А разве так можно? Вот это экстрим, отчаянные ребята эти зимние велолюбители! На самом деле здесь нет ничего экстремального. Шипованные колеса нужны для езды по городу, где бывает гололед. По лесу же лучше передвигаться на обычной резине. Правда, некоторые знакомые Валентины беспечны и не меняют шины, когда передвигаются по городским улицам, поэтому часто падают.
Теперь самое интересное. Как подготовить велосипед и, конечно, себя к зиме.
— После окончания летнего сезона велосипед желательно сдать на техническое обслуживание либо самим поменять смазку в подшипниках, — перечисляет Валентина. — Цепь смазать тефлоновой смазкой, потому что она не замерзает при низкой температуре. Многие ставят на зиму ригидную вилку без амортизатора, так как при сильных холодах амортизатор перестает работать. Можно залить зимнее масло (все как с автомобилями). Оно более жидкое, меньше вяжет. Что касается одежды, лучше надевать термобелье, горнолыжный костюм, баф, который полностью закрывает шею и лицо, либо балаклаву.
— А обувь?
— Обычно надевают либо туристическую обувь, трекинговую, либо специальные контактные зимние ботинки. Они пристегиваются к педалям, чтобы легче было их крутить. В обычной обуви ты давишь на педали только вперед, а в контактных еще и назад. Так ноги меньше устают, а скорость становится выше.
Оказывается, есть столько нюансов и тонкостей, о которых даже не задумываешься, пока не столкнешься с ними. Выходит, что кататься на велосипеде можно при любой погоде и любом температурном режиме, главное — хорошо подготовиться.
— Все так, — кивает Валентина Слинкина. — Например, ребята из Санкт-Петербурга недавно отправились в экспедицию в Антарктиду на фэтбайках. Я работаю с фирмой «Пик 99», они шьют рюкзаки и другое туристическое снаряжение. Так вот эта компания выступила спонсором отчаянных петербуржцев. Так я узнала, что и минус 30 для путешествий на велосипедах — далеко не предел.
Возможно, велосипедистов зимой в Тюмени станет много. Хотя это, наверное, перспектива уже совсем далекого будущего.
— Да теперь велосипедисты зимой встречаются чаще, чем раньше, когда они были настоящей экзотикой, — утверждает Валентина. — Их число растет. Но такого потока, как летом, точно не будет. Половина катающихся летом берут двухколесный транспорт напрокат, что отказываются делать зимой. Это правильно. Мы сами сдаем в это время года только фэтбайки. Иначе будут падать на льду на летней резине, поломают все велосипеды, а их хочется сохранить. Да и людей тоже.
***
фото: Валентина Слинкина.