Немного о музыке и о дороге
Eсли посчитать, то немалую часть своей жизни мы проводим в дороге. И зачастую тратим его на бормотание радио, незамысловатую музыку или пролистывание ленты новостей в телефоне. А может быть иначе.
Eвгений Шестаков, художественный руководитель и главный дирижер Тюменского симфонического оркестра, заслуженный деятель искусств России, предпочитает общественный транспорт и даже там занимается любимым делом — работает.
— Я живу неблизко от филармонии. Сам я машину не вожу, жена это отлично умеет делать. Поэтому по утрам иду пешком до Полтинника, как я узнал, есть в Тюмени такая известная улица, — шутит Eвгений Иванович. — Сажусь на маршрутное такси номер 62 и за 25-30 минут добираюсь до работы. Это удобно. Во-первых, у общественного транспорта есть выделенная полоса, и ты можешь быть уверен, что до работы доберешься, несмотря на пробки. Во- вторых, чего скрывать, это значительно дешевле, чем такси.
Общественный транспорт для дирижера — это еще и поле для изучения людей. Он отметил, что, стоит ему зайти, люди восточной культуры прекращают громкие разговоры и поднимаются со своего места. Именно в Тюмени молодые представители восточных диаспор соблюдают традиции уважения старших, — считает Eвгений Шестаков.
А вот к такси у Eвгения Ивановича мало доверия, и на то есть причины. По утрам у них хронический час пик, по вечерам их тоже не дождаться. Однажды дирижер из-за этого чуть не опоздал на концерт! Хотя бывали и забавные случаи.
— Таксист у меня спросил: «В филармонию едете? Обязательно послушайте наш симфонический оркестр!» Я, конечно, обещал послушать, — рассказывает дирижер.
— А когда оказываетесь в семейном автомобиле или в длинной дороге, — какую музыку предпочитаете слушать?
— Признаюсь, я вообще не воспринимаю музыку в качестве фона. Современные популярные мелодии для меня звучат очень однообразно. Их хочется сделать намного тише. А классическая музыка всегда в моей голове. Обычно в дороге я внутренним слухом учу симфонические партитуры…
Eвгений Шестаков рассказывает, как услышать разные музыкальные инструменты внутренним слухом. Объясняет, что такое индивидуальное прочтение музыкальных композиций. Как одни и те же мелодии в руках и головах разных дирижеров звучат по-разному. Видя мои округлившиеся глаза, скромно замечает:
— В этом нет ничего сложного, богатый опыт помогает. Что касается фоновой музыки, иногда она так отвлекает, что я, приходя в какие-нибудь общественные места, рестораны или кафе, прошу сделать ее тише, и очень благодарен, когда ко мне прислушиваются.
— И в дороге вы работаете! А когда отдыхать?
— Отдыхать в привычном смысле, пожалуй, я не умею. Даже уезжаю на юг или на север обязательно с партитурами. Для меня отдых это уже то, что я не выхожу на репетиции, меня не отвлекают на административные, хозяйственные дела. Знаете, какое удовольствие сесть в одиночестве и поработать над репертуаром ближайших четырех-пяти месяцев? И чтобы никто тебя не дергал…
— А есть у вас любимые пешие маршруты?
— Да, есть несколько любимых мест. Моей дочке Маше 26 января исполняется полтора года, я стараюсь с ней гулять после репетиций и вечером. Особенно мы любим набережную. Теперь, когда дочка подросла, ей нужно все посмотреть и везде залезть. А я, конечно, везде лазаю с ней, поэтому изучил набережную вдоль и поперек. Действительно она одна из лучших в России или даже в мире. Eще мы любим Гилевскую рощу. Прекрасное место в пределах города. А какие детские площадки! Машу запустишь, и вернуть ее оттуда можно только со слезами.
Взгляд самого Eвгения Шестакова при этом теплеет… Он признается — город изучил не так уж хорошо, но очень полюбил.
— Прикипел к городу всей душой. Потому что жена и дочка родились здесь, я могу назвать его родным. Очень хочется сделать для него много хорошего.
…И сделано немало. Об оркестре, его традициях и работе дирижера читайте в следующем номере «Курьера» в рубрике «Такая культурная жизнь».
***
фото: Евгений Шестаков.