Неумеха в лесу пропадет
Собралась я на прошлой неделе пройти курс «Выживание в зимнем лесу».
Насмотревшись передач типа «Рейтинг Баженова», уже рисовала себе картины, как без спальников, палатки, спичек и топора будем обустраивать укрытие от снега, ветра и мороза. Лес, тишина и ты среди сугробов в самодельном шалаше из еловых лап…
Но все оказалось намного прозаичнее и практичнее. Эта школа выживания — начального уровня. Проводит ее центр туризма и краеведения «Азимут» для детских групп с родителями на турбазе в 18 километрах от Тюмени. Eсли замерзнешь или проголодаешься, можно вернуться в дачки.
— Школа выживания, конечно, цепляет своим названием, но максимально весь объем знаний по туризму там не получить, — говорит Тимур Гайнуллин, директор центра туризма и краеведения «Азимут». — Никто пока не замахивается на полноценный и длительный поход в лес, уходят только на 600 метров от здания турбазы с теплой печкой и домиками. Эффекта настоящего выживания в этом немного. Но мы рассчитываем, что этот базовый курс подтолкнет людей осваивать и другие навыки. У нас обучение модульное, и одно направление тянет за собой другое.
Вот отошла группа от базы, ей надо поставить шалаш. Как, из чего? Дети обычно отвечают: из деревьев. Каких? Как их срубить? Вариант, что ты пошел в лес без топора, сразу отметается: слишком самонадеянно. Да и таких инструкторов, как Баженов, по мнению Тимура, в Тюмени еще нет. Но даже если топор с собой, им еще надо уметь работать. У городских жителей этого навыка нет.
Зато если пройти в «Азимуте» базовый курс по туризму, то перестанешь быть в лесу полным неумехой. В базовом курсе можно для выживания использовать и палатки, и спальники, можно брать с собой и топоры, и спички, и даже зажигалки. Однако в туристическом походе все эти предметы могут стать никчемными игрушками, если не уметь ими пользоваться.
— Многих детей удивляет, что в лесу и зимой ставят палатки — тут у них в знаниях дырка, — говорит Тимур. — Да, ставят. И они бывают разные — однослойные, двухслойные, мембранные. Eсть палатки, которые не только не промокают, но даже инеем не покрываются. И при этом весят всего 800 граммов. У нас есть бесплатные курсы, где учат ставить разные виды палаток — советские, солдатские, туристические, альпинистские. большие, маленькие. Eсли нет палатки, можно соорудить и шалаш. Кстати, для хорошего шалаша необходимо около двадцати стволов деревьев.
Ну, хорошо, палатку поставили. А какой у вас спальный мешок? От того, правильно ли он выбран, тоже зависит, замерзнете или нет. Спальные мешки бывают с мембранным покрытием, они очень хорошо греют, в них можно спать прямо на снегу, но за ними надо правильно ухаживать. После сна обязательно встряхнуть, чтобы вышел весь конденсат. Очень теплым считается и пуховый спальник, но у него есть недостаток — он очень быстро втягивает в себя всю сырость, в лес в мокрую погоду его брать нельзя. Он хорош только на высоте в горах, там, где разреженный воздух.
Eсли спальник или вещи все-таки отсырели, придется разводить костер. И тут тоже много нюансов, продолжает Тимур Гайнуллин. Ведь костер надо сложить так, чтобы от него шел правильный дым. Это который идет в противоположную от тебя сторону. У нас есть курс по разжиганию костров.
Тимур уверен, что любой человек способен выжить в экстремальных условиях, если его научить хотя бы элементарным туристическим правилам. И что походы перевоспитывают даже нытиков. Нытики, он уверен, вообще не самое страшное. Сначала они ноют, что им тяжело, что трудно идти, а потом, когда нытье не помогает, берут себя в руки. И из походов, особенно дальних, возвращаются другими людьми.
— Сходить один раз в поход — это как сходить в горы, — уверен Тимур Гайнуллин. — Или ты влюбишься в это дело навсегда или больше к нему не подойдешь.
***
фото: Тимур Гайнуллин.