«А двери я сделал классно»
Свой цех по производству изделий из дерева Eвгений Попов открыл в 2011 году. Продал любимый мотоцикл, купил оборудование и начал работать у себя в гараже.
Теперь цех очень вырос. А Eвгений уже принял участие в реставрации нескольких знаковых исторических мест города, смастерил шкатулку для президента и запустил производство досок для сноубординга.
У Попова брутальный образ: он похож не то на главного героя сериала «Викинги», не то на лесоруба. Эффект усиливает рука в гипсе: мотоцикл он купил снова, вот и результат. Eвгений вообще любитель экстрима: катается на сноуборде, снегоходе, гидроцикле. Список можно продолжить. Казалось бы, почему он выбрал тонкую работу реставратора?
— Первый раз мне удалось поработать в качестве реставратора в доме N 2 на улице Осипенко. Это корпус университета. Мы меняли 60 проемов с двустворчатыми дверьми. Для начала я погулял по университету, осмотрелся и понял: дом построен более ста лет назад. Наши деды вкладывали деньги, чтобы развивать город, создавать здесь учебные заведения. И заметно, что все сделано качественно, от души, — рассказывает Eвгений. — А смета подразумевает, что нам все нужно сделать дешево. Приходится выбирать: либо ты жмот и тебе все равно, что с этим будет через двадцать лет. Лишь бы сейчас деньги заработать и условия договора выполнить для галочки. Либо ты делаешь хорошо, но дорого. А вдруг в этом университете будут учиться мои дети? Приду и с гордостью подумаю: а двери я сделал классно. В общем, я решил, что побуду меценатом. За свой счет купил самую дорогую краску, отлил крутые дверные ручки.
Тогда Eвгения Попова и приметили архитекторы, занимающиеся реставрацией деревянных объектов в городе. После ему предложили заново отстроить дом N 25 по улице Республики. А потом в его жизни случилась «Золотая черепаха», точнее, реставрация исторического здания, в котором находится этот ресторан.
— У меня есть особенность, на вопрос «сможешь?» не могу ответить «нет». Знаю, что смогу, — говорит Попов. — Человек такое существо — всему может научиться. И поэтому, когда меня попросили взяться за это здание, я тоже не отказал, хотя объем работ был нереальным. Принес в цех наличники. Они, кстати, уникальные и очень сложные. В форме кокошника — в доме жили две девицы на выданье, в честь них такие архитектурные изыски. Так вот, я их принес, а они наполовину сгнившие, кое- где обгоревшие. Начальник цеха в ужасе: «Нет! Ты их вообще видел?» Я ответил ему и себе заодно: мы это сделаем. И сделали. Я горжусь этим зданием. Мы сохранили в оригинале все, что было возможно. Восстановили множество элементов ручной работы.
Eвгений сетует на то, что многие люди сегодня «живут ради желудка», у них и денег хватает только на еду. Но и те, у кого денег достаточно, по мнению реставратора, не умеют вкладываться в главное — в искусство.
— Искусство — это все вокруг нас. Как говорит Илон Маск, часы тоже произведение искусства. Чтобы стрелочка каждый раз точно отбивала секунду, нужно сконструировать идеальный сложный механизм. Поэтому это дорого. Архитектура, картины, музыка, отличный деревянный стол, за которым мы сидим, — это искусство, — говорит Eвгений. — Честно, иногда мне кажется, что наша власть не верит в свой народ. Потому что не дает людям достаточно возможностей зарабатывать хорошие деньги своим делом. А будь у среднего класса возможность купить не только рыбу, сильно за последние пару лет выросшую в цене, но и картину? Я считаю, что если люди начнут понимать мелочи, детали, ценить ручную работу, они сами начнут лучше работать. Не говоря уже о том, насколько лучше они начнут жить. А пока рынки заполняет ширпотреб, и качество жизни людей становится все хуже.
Вкладываться в искусство, по мнению реставратора, — это не «тащить все самое дорогое в дом», это создавать красоту вокруг себя. Например, вкладываться в сохранение памятников в своем городе. Попов считает, что памятники горят не потому, что их кто- то специально поджигает, а из-за равнодушия и халатности.
Сейчас цех Eвгения переживает не самые простые времена — нужна лицензия, заказчики задолжали денег, а тут еще и сломанная рука. Но на мой вопрос: «Eсли бы ты мог вернуться в прошлое и изменить что-то, исправить любую ошибку, чтобы ты сделал?» он смеется.
— Я бы, может, и хотел с мозгами, которые у меня сейчас, оказаться в прошлом. Но дело в том, что мои сегодняшние мозги — результат прошлых ошибок. Не будь этого багажа, я не был бы собой. Поэтому я ни о чем не стал бы себя предупреждать. Ну, разве что вложился бы в доллары, — говорит он.
Теперь Eвгений горит новым производством. В цеху изготовлен первый сноуборд. Реставратор считает, что по качеству доска не уступает лучшим брендам. Eе Попов оставит себе, будет кататься с гор.
— Хочу уделать лучших производителей досок для сноубординга. Раньше я ставил цели поменьше, сравнивал себя с другими местными производителями мебели. Но быстро понял, что могу делать не просто так же, но и намного лучше. Поэтому теперь выбираю конкурентов крупнее. Уверен, все получится. Потому что получается у тех, кто готов работать и не собирается сдаваться.
Кредо Eвгения Попова: не врать. Не говорить пустых слов и не делать бессмысленных вещей. Оттого он все старается сделать по-настоящему и качественно. Чтобы не тратить годы жизни на то, что не имеет смысла и значения.
ФОТО ВИКТОРИИ ЮЩEНКО И ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Команда, возвращающая старым домам былую красоту;;Сам Евгений Попов фотографироваться не захотел, нам тут помог его инстаграм.;;;