«За вашу и нашу свободу»
Под этим лозунгом в составе Войска Польского воевал с фашистами старший лейтенант Михаил Павлович Пискайкин.
Стал танкистом
Он родился 21 июля 1920 года в селе Селищи Мордовской АССР в крестьянской семье. Eго родители в 1930 году вступили в колхоз имени Куйбышева. Через три года отец Павел Дмитриевич умер, но мать Eфросиния Яковлевна настояла, чтобы сын окончил школу- семилетку и Саранское педагогическое училище имени Горького. С 1 сентября 1938 года 18-летний Михаил работал учителем в родной Селищенской школе.
Учебный 1939 год учителя-мужчины встретили в казармах — Президиум Верховного Совета СССР принял секретный указ «Об отмене воинских льгот учительскому персоналу».
Как правило, учителей направляли в военные училища — так Пискайкин стал курсантом пехотного училища в белорусском городе Осиповичи. В апреле 1941-го, обнаружив у него интерес к технике, командование Особого Западного военного округа откомандировало его в Бобруйское тракторное училище — предполагалось перевести тяжелую артиллерию на механическую тягу.
Но началась война, и противник за несколько дней перемолол главную ударную силу Красной армии — бронетанковые и механизированные корпуса.
По данным сборника «Гриф секретности снят», три воюющих фронта: Северо-Западный, Западный и Юго-Западный — потеряли к 10 июля 1941 года более 11 тысяч танков (всего к началу войны в Красной армии было 19540 танков, не считая легких плавающих танков Т-37, Т-38, Т-40, танкеток Т-27 и пушечных бронеавтомобилей).
В составе 20-го мехкорпуса курсанты Бобруйского тракторного училища на своих учебных танках БТ-5 приняли 27 июня 1941 года первый бой на минском направлении в районе поселка Пуховичи (сейчас г. Марьина горка). Немногих, не сгоревших в танках и не попавших в окружение под Минском (оставлен 28 июня), отправили доучиваться на Волгу в г. Камышин.
Уже 15 июля 1941 года начальник Генерального штаба Красной армии, генерал армии Жуков отдал приказ о расформировании 23 механизированных корпусов. То, что осталось от разгромленных немцами советских бронированных монстров, свели в 68 отдельных танковых бригад и 37 отдельных танковых батальонов и использовали главным образом для непосредственной поддержки пехоты.
Из-за отсутствия танков выпускник Камышинского танкового училища лейтенант Пискайкин «стажировался» на заводе N 112 в г. Горьком. Под этим номером был зашифрован построенный в 1932 году Горьковский автомобильный завод. В войну, кроме автомобилей, здесь выпускали легкие танки Т-60, Т-70, броневики БА-64 и комплектующие изделия к танкам Т-34.
На собранном своими руками танке лейтенант Пискайкин участвовал с декабря 1942 года в составе 27-й гвардейской танковой бригады Донского фронта в ликвидации окруженной в Сталинграде немецкой группировки генерал- фельдмаршала Паулюса.
С мая 1943 года заместителя командира танкового батальона старшего лейтенанта Пискайкина привлекли к формированию на Юго-Западном фронте 5-го отдельного тяжелого танкового полка прорыва, имевшего на вооружении сначала танки КВ («Клим Ворошилов»), а с 1944-го — ИС-2 («Иосиф Сталин»). Для сборки бронированных машин и подготовки танковых экипажей зампотех Пискайкин полгода находился в г. Свердловске на знаменитом «Уралмаше», выпускавшем танки и самоходно-артиллерийские установки.
«Невзирая на огонь противника…»
В январе 1944 года оснащенную новыми уральскими танками 16-ю отдельную танковую бригаду, куда получил назначение старший лейтенант Пискайкин, отправили на Волховский фронт. В составе 59-й армии танкисты переправились по неокрепшему льду через озеро Ильмень и, прорвав вражескую оборону, освободили города Новгород (20 января) и Лугу (12 февраля) и внесли важный вклад в освобождение Ленинграда от блокады.
А в декабре того же года это танковое соединение передали в состав Войска Польского.
Советско-польское боевое содружество, которое замалчивается современной Польшей, началось с формирования в мае 1943 года в Селецких лагерях под Рязанью из поляков, проживающих в СССР, 1-й польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко. Затем ее преобразовали в 1-ю польскую армию, которую возглавил генерал-майор Владислав Корчиц. В русской императорской армии поляк Корчиц участвовал в Первой мировой войне, командовал кавалерийским эскадроном. В Красной армии воевал против войск Колчака, Деникина, Врангеля. С 1938 по 1940 годы находился под арестом НКВД по вымышленному делу «Польской организации войсковой». В начале Великой Отечественной войны командовал стрелковыми дивизиями на Северо-Западном фронте в районе Старой Руссы. С октября 1944-го командующий 1-й польской армии, которая в составе войск 1-го Белорусского фронта участвовала в освобождении Варшавы и ликвидации плацдармов немецко-фашистских войск между реками Висла и Западный Буг.
К концу 1944 года Войско Польское насчитывало около 300 тысяч человек. Всего в его составе имелось 14 пехотных, 4 артиллерийских дивизии, 4 танковых бригады, в числе которых 1-я польская танковая бригада имени героев Вестерплатте, известная нам по популярному в 70-е годы телефильму «Четыре танкиста и собака». Для пополнения польских национальных частей из лагерей и спецпоселения НКВД в Сибири, в том числе расположенных на территории образованной 14 августа 1944 года Тюменской области, было освобождено 43 тысячи польских граждан.
Вместе с советскими войсками польские соединения достойно участвовали в Люблинско-Брестской, Варшавско-Познанской, Берлинской и Пражской наступательных операциях 1944-1945 годов.
На командных должностях в польских войсках служили около 20 тысяч советских генералов и офицеров. В характеристике одного из них — старшего лейтенанта Пискайкина отмечалось: «.Боевым опытом обладает. Освоил материально-техническую часть всех типов танков . Невзирая на огонь противника, осуществлял эвакуацию поврежденных танков, их своевременное восстановление и ремонт. Награжден медалью «За отвагу», польским орденом «Бронзовый крест заслуги», польскими медалями «Победа и свобода», «За Одру, Нису и Балтику». Объявлены три благодарности товарища Сталина. С августа 1945 года назначен офицером информации (оперативный работник разведки) в пограничную охрану Войска Польского.
Остался учителем
Ролью соглядая за союзниками- поляками старший лейтенант Пискайкин тяготился. В июле 1946 года он воспользовался Указом о внеочередной демобилизации учительского персонала и возвратился в родную Селищенскую школу, где работал учителем истории и военруком.
Мордовия понесла большие потери в Великой Отечественной войне: погибли 130960 ее воинов — 11 процентов всего населения республики.
Учитель-фронтовик в 1963 году окончил заочно Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева. Через год семья: жена — учительница Мария Захаровна, сыновья Юрий и Анатолий, дочери Галина, Нина и Людмила — переехала в поселок Советский Ярковского района Тюменской области. Глава семьи работал завучем и учителем в детском доме имени Павлика Морозова, а с 1974 года — инспектором в Тюменском областном отделе народного образования. На воинском учете состоял до 1976 года по ВУС (военно-учетная специальность) «Офицер информации — оперативный разведчик ГРУ Генштаба МО СССР». Из-за этой секретности он ничего не рассказывал детям и внукам о своей войне. А может потому, что считал себя не разведчиком, а танкистом.
А боевые и трудовые традиции своего деда и память о совместной с польскими патриотами борьбе «за вашу и нашу свободу» сохраняет Владимир Юрьевич Пискайкин, депутат Тюменской областной Думы, председатель Тюменского регионального отделения Российской политической партии «Справедливая Россия», гвардии старшина воздушно-десантных войск.
***
фото: Михаил Пискайкин.