Электромобиль — это экологический миф?
В прошлом году число электромобилей в мире превысило 5,6 миллиона единиц, а к 2040 году оно может вырасти до 400 миллионов.
Многие автомобилисты вздыхают (мягко говоря), когда видят, как в очередной раз поднялась стоимость бензина. И мечтают о том времени, когда пересядут за руль даже не гибридов, а настоящих электромобилей. Вот это будет экономия! Можно включить свой кар на ночь в домашнюю розетку и спокойно лечь спать. А утром ехать куда надо.
Или еще вариант: приехать утром на работу, оставить кар на стоянке, оборудованной электроподзарядкой, вечером сел и поехал. Тем, кто заботится о чистоте окружающей среды и обеспокоен парниковым эффектом, душу греет и сознание того, что электродвигатель экологичнее бензинового.
Кстати, насколько? Средний выброс бензиновой машины составляет 168 граммов углекислого газа на километр пути, дизельной — 148 граммов, а на электрической тяге — 101 грамм. Но можно ли назвать электромобиль экологической сказкой?
Об этом недавно рассуждали в Eкатеринбурге на заседании члены экспертного клуба «Урал-Eвразия». Экологи не столь оптимистичны. Ведь для миллионов электромобилей потребуется выпуск миллионов аккумуляторов. И это уже совсем другой поворот. Не столь безобидный с точки зрения и экономики, и экологии, и даже социального развития.
Кроме того, добыча и обработка лития, кобальта и марганца, необходимых для аккумуляторов, очень энергоемки. Ученые федерального ведомства по защите окружающей среды (Umweltbundesamt) и института Кеи в Гейдельберге подсчитали, что производство одной батареи, срок службы которой составляет десять лет, приводит к эмиссии 11-15 тонн углекислого газа. То есть при пробеге в 15000 километров в год электромобиль оставляет за собой 73-98 граммов углекислого газа на километр. А если учесть, что значительная доля электроэнергии, которой эта машина заправляется, вырабатывается на угольных электростанциях, то парниковый шлейф получится еще больше — 156-181 грамм на километр пути. У «мерседеса» E-класса, по данным немецких экологов, он составляет всего 112 граммов на километр. Хотя некоторые оппоненты считают, что такие данные могут быть некорректны, так как производство аккумуляторов — коммерческая тайна и получить объективные показатели о выбросах чрезвычайно трудно.
Eсть свои минусы и в производстве аккумуляторов. Известно, что оно считается вредным, поскольку ему неизбежно сопутствует загазованность и загрязнение воздуха тонкодисперсной пылью.
Кстати, где добывается кобальт? В основном в Конго, в стране, которую терзают внутренние политические конфликты, а уровень жизни населения, в том числе и тех, кто работает на этих месторождениях, крайне низкий. Счастья в жизни эти разработки им не добавляют.
Не все знают и о том, что у электромобилей, в отличие от машин на бензиновом двигателе такой же мощности, быстрее снашиваются покрышки. На заседании экспертного клуба «Урал-Eвразия» приводили данные о том, что износ на 29 процентов выше. Значит, потребуется увеличивать производство покрышек, а потом и мощности по их утилизации. И то, и другое не способствует снижению выброса парниковых газов.
Все эти доводы ставят под сомнение безапелляционное утверждение, что электрокар абсолютно безвреден для окружающей среды. И неудивительно, что в Германии, где так сильно движение «зеленых» и многие озабочены потеплением климата, не спешат отказываться от привычных машин. В общем объеме автомобильных продаж в 2019 году доля электрокаров осталась на уровне статистической погрешности — 1,8 процента. Даже несмотря на налоговые льготы и госсубсидии при покупке. Эти машины по-прежнему очень дороги и технически несовершенны. Автолюбители выжидают. И будут голосовать кошельком, только если плюсов от такой покупки станет больше, чем минусов.
***
фото: В нашем городе тоже есть электромобили и их тоже заряжают.
http://vpi-car.at.ua/publ
Какая удача!
Vlad
Спасибо за интересный материал. Оказывается не все так радужно.