«Сжечь ведьму!»
Общественное осуждение в интернете зачастую поражает масштабами жестокости.
Вот девочки станцевали хип-хоп на фоне Вечного огня. Глупо, наверное, но, судя по их реакции, ничего плохого делать они не собирались. А в комментариях моралисты пишут такое, от чего волосы встают дыбом: вплоть до пожеланий девочкам смерти.
А иногда подобное ханжество косвенно приводит к страшным последствиям. Некоторые активно не одобряют идею беби-боксов — аморально! При этом ежегодно появляются новости о выброшенных в мусорные баки младенцах. Разве возможность спасти жизнь малыша не стоит того, чтобы мы относились к этому вопросу немного лояльнее?
Но не будем сами скатываться в осуждение, лучше попробуем разобраться в причинах такого поведения. Об этом я говорю с практико-ориентированным психологом Анастасией Шпуленко.
По ее мнению, общество находится в гомеостазе — состоянии, когда оно не готово к нововведениям и активно их отторгает. Причин тому сразу несколько. Основная — напряженные нервы.
— Государственным институтам люди не доверяют. В мировой политике непонятно что творится. Многие факторы заставляют людей сомневаться в своей безопасности: доживут ли они до пенсии, будет ли завтра у них работа? Законы тоже то работают, то игнорируются, правила жизни непонятны. В информационном пространстве правду не отличить от неправды. Человек ни в чем не уверен! Невротизация очень сильная. Какие новшества? — рассказывает психолог. — Человек не чувствует себя в безопасности. А лучшая защита — нападение. Отсюда так называемый хейтинг — агрессия в интернете.
По опыту Анастасии большинство людей едва ли научены правильно выражать и понимать свои эмоции. А это необходимо. И тревогу, и злость обязательно нужно выразить, чтобы не заработать психическое расстройство. Потому психолог считает, что люди, которые пишут негативные комментарии, зачастую не думают о последствиях: как их слова скажутся на реализации новой законодательной идеи, как на них отреагируют те танцующие девочки. Им просто необходимо выразить накопленные негатив и тревогу.
Крайности накопленной тревоги и недоверия произошли, например, в украинских Новых Санжарах. Там местные жители напали на автобусы с эвакуированными из Китая людьми. Сельчан потом осуждал весь мир: проявили средневековую жестокость, угрожали сжечь, кидали в автобусы камнями! На самом деле новосанжарцы сильно испугались, заразились паникой, раздутой в социальных сетях. Ведь в интернете тоже работает эффект толпы — люди, видя общее негативное настроение в комментариях, заводятся и пишут то, чего в жизни, возможно, не сказали бы. Иногда с помощью этого нами пытаются манипулировать.
— Хейтинг бывает и коммерческим. Комментарии проплачивают, чтобы сформировать негативное отношение, например, к какому-то закону. Нельзя забывать о политическом лобби, — говорит Анастасия.
По мнению психолога, как таковые ценности сейчас непонятны большинству. Eсли когда-то сильны были традиции, то теперь утрачен даже родительский авторитет — иногда дети думают, что блогеры стоят большего доверия и лучше разбираются в жизни, чем собственные папа с мамой. Государственный авторитет тоже под большим сомнением. Но его можно и нужно возвращать. В первую очередь, подробно объясняя плюсы и минусы нововведений честно и качественно, нести ответственность за их результат. Внятно отвечать на вопрос «зачем?». Это большая и трудная работа. Нужна компетентность, открытость и готовность объяснять смысл и причины своих решений до того, как их принять.
В тех же Новых Санжарах волнения смог успокоить известный теледоктор Владимир Комаровский. Он компетентно ответил жителям на множество тревожных вопросов. Этого оказалось достаточно. Жаль, не было сделано чуть раньше… Нам повезло больше, чем украинцам. И дальше социальных сетей агрессия к отправленным на карантин людям не пошла. Возможно, помог вовремя установленный диалог. Но даже нам, чтобы не скатиться в средневековье, нужна готовность слушать.
— Существует еще и мнение: а раньше как-то без этого обходились, значит, и сейчас не нужно. Тут важно понять, что как раньше уже не будет. Мир очень изменился и продолжает меняться, нужно быть готовым и открытым к новому, — считает Анастасия Шпуленко.