Вокруг автоцистерны за полчаса
Когда пожарный автомобиль мчится по улице, мы все невольно оборачиваемся. Но что мы видим?
Большая красная машина, синие проблесковые маячки, лестница. Особо зоркие граждане могут разглядеть в кабине пожарных. На этом все. Что и как в ней устроено, знают немногие.
Старший инструктор по вождению пожарной машины «Урал» Ильшат Валишин работает в МЧС пять лет и свой служебный автомобиль знает как никто другой.
Валишин рассказывает: когда поступает команда на выезд, в распоряжении боевого расчета меньше минуты. Водитель садится первым. Включает связь, маяки, фары. Ворота ангара открываются, автоцистерна выезжает во двор. По требованиям безопасности только за пределами ангара в нее может сесть боевой расчет. Командир отделения, пожарные. В кабине помещается пятеро бойцов. Командир дает сигнал — поехали. Валишин говорит, что в пределах Центрального округа к месту вызова можно доехать за восемь минут.
Команда прибывает на место, водитель открывает все отсеки автомобиля. Надо сказать, что машина устроена, как модно сейчас говорить, эргономично: в центре кузова располагается цистерна, по правому и левому борту два ряда отсеков. Ильшат Шамилевич предлагает нам самим посмотреть, что в них находится, и комментирует:
— В машине использован каждый сантиметр площади. Справа по борту в ящике пожарно-техническое вооружение: ломы, топоры, пилы, противооткатные упоры, лопата, нарукавные мостики («чтобы на пожаре машины не ездили по рукавам», поясняет водитель). На крышке ящика прикреплен багор: вскрывать подъезды и двери.
В отсеке над ним гидравлическая система: если в ДТП пассажир зажат в автомобиле, препятствия разрежут гидравлическим резаком. Рядом канистра с запасом бензина для электрогенератора. За ним «тройник» — разветвление трехходовое под рукава. Eго устанавливают на подключенный шланг и таким образом в распоряжении пожарных не один, а уже три шланга. В следующем отсеке десять рукавов разных диаметров. В третьем — бензорез, трехходовые разветвления, пожарные стволы и переходники.
Оказывается, в трубах, что закреплены на крыше автоцистерны рядом с лестницами, тоже находятся рукава. Но предназначены они не для тушения пожара, а для забора воды из открытых водоемов.
Где в обычной легковой машине расположен багажник, у пожарного автомобиля так называемый водительский отсек. Мое внимание привлекает пакет с надписью «Одеяла 2 штуки». Валишин подтверждает, что в нем действительно одеяла — для пострадавших в пожаре.
Переходим к левому борту. В ближайшем к нам отсеке расположен механизированный рукав, напоминающий резиновый шланг. Рядом, как и на правом борту, десять рукавов. Это наша первая помощь, говорит Ильшат Шамилевич. Рукав готов к тушению огня — его не надо отсоединять, переходы — скреплять.
В последнем отсеке — пожарная колонка для заправки автоцистерны, которая еще используется для забора воды. За ней — огнетушители разных форматов. К стене прикреплен микрофон, чтобы люди слышали — помощь рядом.
Утром в ангаре происходит пересменка. На полу расчерчены квадраты с первыми буквами званий личного состава подразделения согласно ранжиру. К водителю — требования особые. Он должен передать сменщику машину в надлежащем виде и в исправном состоянии.
Несмотря на то, что перед нашим визитом Валишин уже совершил два выезда, автомобиль в ангаре стоит с отмытыми колесами.
Обязательно проверяется наполнение автоцистерны. «Урал» Вали- шина перевозит три тонны воды. Этого хватит на семь-восемь минут. А время на пожаре, говорит Валишин, летит незаметно. Отчасти поэтому у обывателей и возникло расхожее мнение о том, что пожарные приезжают без воды. Такого, говорит Валишин, просто не может быть.
А что может быть? Пожарная и физическая подготовка. 26 выездов в день. Тушение огня. В общем, работа.
***
фото: Ильшат Валишин показывает, как устроена пожарная машина. ;;