X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Взять под козырек

Коллекцию из более чем двух сотен фуражек собрал Олег Сторожев.

Многие в детстве что-нибудь да собирали. В моем детстве это были предметы простые — марки, открытки, цветные стеклышки, календарики, фантики, значки. Люди постарше собирают грампластинки, авторских кукол, старинные настенные часы, монеты, будильники и даже гитары. Коллекционеров предметов одежды не так много. Занятие это хлопотное, экспонаты требуют много места, постоянного ухода.

Олегу Сторожеву, начальнику тюменского сектора специальной службы Свердловской железной дороги, приходится защищать свою коллекцию форменных фуражек от посягательств моли. Эта любительница натуральных, особенно шерстяных, тканей с удовольствием обглодала бы все до козырька. Но Олег Юрьевич тщательно следит. Большую часть коллекции он хранит на работе, на специальных открытых деревянных стеллажах. За экспонаты можно не переживать: в отсек, где он работает, простой посетитель не зайдет. Вход туда по пропускам. Но нас пустили.

Немногие знают, что фуражка когда-то называлась фуражной шапкой. В русской армии она была введена при Павле I на основании Устава 1796 года. В XIX веке на форменных фуражках появился значок или эмблема рода войск (кокарда). Заполучить в свою коллекцию такие экземпляры было бы счастьем. Хотя и современных фуражек такое множество, что не заскучаешь.

Первой в коллекции Олега Юрьевича стала собственная синяя железнодорожная фуражка, которую ему выдали в 1987 году после окончания Омского института инженеров железнодорожного транспорта. Он приехал в Тюмень, устроился в локомотивное депо, прошел там все кадровые ступени от технолога до заместителя начальника. Но собирать фуражки начал не сразу, а когда перевелся в спецслужбу, которая занимается мобилизационными вопросами и воинским учетом. Работать приходилось с разными силовыми структурами — военной комендатурой, МЧС, прокуратурой, Росгвардией. И однажды коллега, работающий в военной прокуратуре, подарил ему фуражку. С этого все и началось.

— Многие бывшие военные хранят форму дома. Но кто там ее видит? — говорит Олег Юрьевич. — А здесь фуражки на виду, в сохранности. Можно молодость вспомнить, другим о ней рассказать.

Для фуражек каждой силовой структуры в его коллекции выделена отдельная полочка, для некоторых — даже две. Моряки, летчики, военные, спасатели, лесники, пограничники, связисты, танкисты… Большинство фуражек ему подарены. Но одними дарами коллекцию не пополнишь, поэтому что-то приходится покупать, обменивать. Однако Сторожев придерживается железного правила: подарки не передаривать, не менять, не продавать. Это память.

Eсть в его коллекции и иностранные экземпляры. Например, сирийская — от нынешнего коменданта военных сообщений Вячеслава Шумских, который дважды был в Сирии. Eсть вьетнамская, афганская с двумя боевыми звездочками. Австрийская пилотка, германская, казахстанская, украинская.

Денис Моргунов

— Eсть фуражки стран, которых больше не существует, — рассказывает Олег Юрьевич. — Например, югославская. Нет больше югославских железных дорог. Но фуражка осталась.

К иностранной коллекции можно отнести и головной убор персонажа французского актера Луи де Фюнеса. Фуражка изготовлена в 50-х годах, но является лишь стилизацией формы офицеров полиции тех времен.

Верхнюю полку на одном из стеллажей занимают пожарные каски. Eсть старинные, металлические, которые в простонародье называются «сомбреро». Eсть современные каски МЧС, Центроспаса, похожие на шлем космонавта.

Ниже — фуражки лесников, егерей, шапочки биатлонистов Антона Шипулина и Анастасии Кузьминой, рядом — шестиугольные черные шоферские фуражки, на соседней полке — ярко-синие летные, военной авиации. Собирая коллекцию, Сторожев узнал, что даже в одной авиакомпании цвета фуражек могут различаться. Например, у «Ютейра» есть фуражки коричневого цвета — для летного состава, который обслуживает вип-клиентов. В ряду милицейских головных уборов любопытный экземпляр — фуражка, сшитая по лекалам Валентина Юдашкина. Она просуществовала всего пару лет, ее носили только в нескольких регионах, в Тюмени ее не было.

Самый старый экземпляр в его коллекции — 1918 года, к тому же времени относится и ленточка с бескозырки миноносца «Генерал Кондратенко», который оборонял Порт-Артур от японцев. Из исторических экземпляров — комиссарская кожаная кепка времен Гражданской войны с тяжелой латунной звездочкой, полевые фуражки офицеров Красной армии 30-х годов, несколько видов буденовок — летние, с темно-синими звездочками, красными, зелеными и даже с двумя козырьками.

Чем дольше он собирает свою коллекцию, тем больше узнает.

— Столько лет работаю на железной дороге, но и не подозревал, что существует такое множество железнодорожных фуражек, — говорит Сторожев. — Например, с желтым околышем — фуражка путейцев-сигналистов, чтобы их было видно издалека. Ярко-красная — у движенцев. Ходит легенда: когда в Царское село приходили первые поезда, на перроне собирались такие толпы зевак, что железнодорожников не было видно. И тогда, чтобы их различить, разработали фуражки с красным околышем.

Всего в его коллекции более двух десятков видов железнодорожных фуражек и касок — есть и бамовские, и с Крымского моста. Сколько всего разновидностей головных уборов железнодорожников, никто точно не знает. Каталогов нет. Поэтому, пополняя коллекцию, он не мечтает о несбыточном. Eго желания практичны — в ближайшие годы собрать полную коллекцию железнодорожных фуражек.

***
фото: Олег Сторожев ;Маленькая часть коллекции.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта