90-60-90 для местных магазинов
Фирменные магазины местных товаропроизводителей ждут трудные времена. Но насколько трудные, никто, пожалуй, оценить еще не может.
В перечне торговых точек, относящихся к местной фирменной сети, в начале года было 11 названий. Хорошо развернулся за последние годы «Абсолют экспресс», у которого в Тюмени открыто 44 торговых точки. У «Сельского дворика» — 33, у «Покровского» — 25, у «Согласия» — 19, у мясокомбинатов «Ишимский» и «Юбилейный» — 12, у Ялуторовского мясокомбината — 10, у «Квартета» и «Смака» — девять. Скромнее всего выглядят на этом фоне «Очаково», «Тамара» и «Сват» — у них по шесть, а у «Мясной сказки» только четыре. При этом компании «Согласие», «Сельский дворик» и «Абсолют-экспресс» в последние годы чувствовали себя на местном рынке настолько комфортно, что даже увеличили количество точек. Например, «Сельский дворик» — на 14. Неплохо даже для магазинов федеральной сети.
Но не всем удалось пойти в гору. Например, «Мясная сказка», Ишимский мясокомбинат, фабрики «Квартет» и «Очаково» выбрали более осторожную тактику, оставшись на прежнем уровне. А вот сети «Тамара» и «Сват» пришлось из-за близкого соседства с вездесущими «Пятерочками» ужаться с 15 торговых точек до шести. Правда, холдинговая компания «Фонд» сдаваться не собирается. В отличие от той же «Пятерочки», где ассортимент меняется мало, в «Тамаре» стараются придумывать для покупателей что-нибудь новенькое. То выпечку интересную, то хлеб. Например, недавно выпустили хлеб с названием «Борщ». На десять торговых точек стало меньше в прошлом году, по сравнению с позапрошлым, и у торгового дома «Абсолют».
Чтобы удержаться на плаву, некоторым местным фирменным магазинам в прошлом году пришлось уступить часть своей торговой площади другим. По такому пути пошел «Сват» на улице Республики. После того, как напротив него открылись сразу две «Пятерочки», выживать стало сложнее из-за оттока покупателей. Огромный магазин, который когда-то был гордостью тюменской фирменной сети, пришлось поделить пополам, и то, что располагалось в двух залах, разместить в одном. Сколько при этом «Сват» недополучил выручки от реализации продукции, знают только в компании «Фонд». Но по вполне понятным причинам делиться этой нерадостной информацией ни с журналистами, ни с покупателями им не хочется. Они и не обязаны — это коммерческая тайна.
Может ли городская власть в этой трудной экономической ситуации оказать помощь магазинам сети местных товаропроизводителей? Как пояснили в городском департаменте потребительского рынка, предприятиям торговли в рамках тех полномочий, которые есть у муниципалитета, может быть оказана помощь только в создании условий для расширения рынка сбыта продукции. Например, организация продовольственных ярмарок, гастрономических фестивалей, размещение информации о предприятиях на сайте администрации города. Eсть и муниципальная программа по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства. Eжегодно проводится и конкурс «Тюменская марка». В прошлом году его победители получили существенные премии.
Помощь магазинам фирменной сети оказывается в основном организационная, информационная и образовательная, а не материальная. Конечно, все бы предпочли в качестве поддержки деньги, но сфера торговли не относится к тем приоритетным направлениям, на которые разрешено выделять средства из городского бюджета. Считается, что она должна прокормить себя сама. Металлурги, машиностроители и даже нефтяники хоть и двигают экономику вперед, все же их продукцией сыт не будешь. И даже то, что колосится на полях или выращивается на фермах, надо еще сделать удобоваримым и доставить потребителям на блюдечке с голубой каемочкой. Так что если магазинам придется затянуть пояса потуже, то нам, покупателям, и вовсе придется делать талию осиной.
***
фото: Хорошо развернулись за последние годы торговые точки сети «Абсолют». ;