X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Ученые должны думать и о деньгах

Среди требований к участникам конкурса «Инженер года» есть и такое: владение основами бизнеса, менеджмента и маркетинга.

Правильно ли навешивать на ученого еще и заботу об экономике? А как быть с невыгодными научными исследованиями, например, в сфере экологически чистого производства?

Об этом и многом другом мы говорим с лауреатом конкурса Андреем Медведевым, кандидатом технических наук, директором института транспорта ТИУ. Он единственный в Тюмени победитель конкурса в номинации «организация управления научной и инженерной деятельностью». Андрею Витальевичу приходится совмещать управление, преподавание и собственную научную работу. Что, как нетрудно предположить, непросто, особенно в нынешних условиях.

— Сейчас ученым стало проще совмещать бизнес и науку, они сумели перестроиться?

— Это достаточно сложно и сегодня. Совмещение, возможно, не совсем правильное слово — это скорее жизненная необходимость. Вопросы, связанные с оценкой экономической целесообразности, с поиском экономических партнеров, — первоочередные. Потому что именно это определит, нужно ли то или иное исследование. Eсли раньше наука могла быть ради науки, то сегодня экономический аспект выходит на одну из первых ролей.

— Ваша сфера научных интересов связана с экологией. Eсть мнение, что экономика и экология находятся на разных берегах. Тяжело ли продвигать подобного рода исследования и технологии?

— Не буду говорить, что владельцы предприятий стоят в очереди и готовы вкладывать деньги. Но зачастую регулятором здесь выступает государство и достаточно жестко выдвигает свои требования. Сегодня даже если предприятие изначально не заинтересовано в экологических аспектах своего производства, под давлением государства ему приходится об этом думать.

— Расскажите о ваших исследованиях.

— Я рассматриваю вопросы экологической безопасности. Моя диссертационная работа и длительные исследования посвящены утилизации органических отходов. В первую очередь нефтяных. Сказать, что мы уже решили эту проблему, не могу, работы еще очень много. Наша задача, чтобы после термической переработки отходов их можно было бы использовать в качестве топливных элементов. А также по итогам термической обработки мы хотим получить безопасные материалы, которые можно использовать, например, в строительном производстве. Нефтедобывающая отрасль несет достаточно большие загрязнения, в том числе связанные с технологическими особенностями производства, мы хотим избавить ее от вредных отходов. В лабораториях института мы проводим экспериментальные исследования по переработке с целью получения искомого продукта.

…Одна из относительно недавних научных публикаций Андрея Медведева (вместе с ним работали еще два автора) в журнале «International Journal of Energy Economics and Policy» как раз посвящена этой теме. Исследователи пишут, что деятельность по разведке и добыче нефти и угля, помимо необходимости, является причиной различных экологических катастроф во всем мире. А неадекватное обращение с отходами может угрожать здоровью и безопасности людей, а также окружающей среде. Авторы проанализировали состояние нефтяной и угольной промышленности и рассмотрели основные способы переработки их отходов. Например, по данным ученых, высокотемпературный пиролиз угля (термическое разложение органических соединений), который проводится в лабораторных условиях, с конечной температурой нагрева сырья до 1000 градусов по Цельсию позволяет производить коксовый газ в больших объемах. Коксовый газ можно использовать как в производственных целях, так и для частного потребления. Нефтяные отходы, в свою очередь, после термического крекинга могут быть широко использованы в производстве моторных масел и других видов топлива.

— А молодых ученых институт к экономическим реалиям готовит?

— Конечно, сегодня мы учим с первого курса в том числе поиску экономических партнеров, умению оценить экономическую ситуацию. У нас реализуется проектное обучение. Студенты занимаются всесторонней разработкой проекта. Сегодня нужно не только умение разработать, например, новую технологию, но и умение обосновать ее необходимость в экономических реалиях, умение доказать. На сегодняшний день это серьезные компетенции, которые мы пытаемся прививать нашим студентам.

— Вы руководите институтом транспорта, скажите, какими научными проектами сейчас занят институт?

— В двух словах такое не обрисуешь. Сегодня в институте занимаются вопросами моделирования дорожного движения, отдельные группы работают над вопросами роботизации и автоматизации автомобильного транспорта. У нас есть трубопроводное направление, где рассматриваются вопросы с повышением эффективности работы перекачивающих устройств. Профилей много.

.Сфера интересов института транспорта действительно широка. Так, последний патент, в котором фигурирует Андрей Медведев, например, касается авианосца: трое ученых ТИУ разработали проект возможного улучшения авианесущих кораблей.

— Тяжело ли заниматься наукой дистанционно?

— В домашних условиях проводить экспериментальные исследования невозможно. Но, на мой взгляд, нынешняя ситуация дает время привести в порядок данные, обработать, проанализировать результаты. Это как раз можно делать и удаленно.

— А у вас получается работать над научными исследованиями дома?

— Пока не очень. Моя основная задача — реализация учебного процесса, и она занимает почти все время. Мы хотим, чтобы ребята не потеряли в этот период, а наоборот, приобрели. Ситуация так или иначе переформатирует образование; появится больше самостоятельной работы, которая крайне важна в научной деятельности.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Андрей Медведев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта