Жить, описывая жизнь
«Как звенья, мы припаяны друг к другу» — это цитата из стихов журналиста Владимира Александровича Фатеева, посвященных золотой свадьбе родителей и написанных по случаю в 1983 году.
В книге «Мы цепь времен», составленной несколькими поколениями Фатеевых, рассказывается обо всей журналистской династии во главе с ее основателем Александром Прокопьевичем. По его стопам пошли сыновья. «Отец не мог нарадоваться, когда мы, трое братьев, поступили на журфак», — вспоминает Владимир Александрович. Сейчас дело продолжают внуки. Известный факт: общий журналистский стаж семьи Фатеевых превышает 400 лет. В свое время это достижение хотели внести в Книгу рекордов России.
В начале недели Владимир Александрович принимал поздравления с 85-летием. К этой дате он относится без пиетета, а самым ценным подарком считает теплые слова и пожелания здоровья. Для него оно сейчас главное, потому что подводит. Несколько раз мы пытались поговорить с ним по телефону.
— Какое интервью может быть по телефону? Надо общение личное, друг напротив друга и пусть даже в масках, — отчитал меня Владимир Александрович.
Тем не менее, несмотря на обоюдный интерес, встреча, к моему сожалению, не состоялась. Как он сказал, принося извинения, потому что находится в режиме экономии сил. Eсли бы не это обстоятельство, то, говорит, лет до 80 проработал бы точно.
Владимир Александрович начинал свой профессиональный путь, как принято у Фатеевых, в Уральском государственном университете на факультете журналистики. Здесь он и учился, и сотрудничал с газетами. Особенно плотно — с молодежной «На смену» и «Тюменской правдой». Но все же ключевым событием считает практику, которую прошел в Саранске. Там как раз разворачивалось строительство, у города намечалась большая биография. Он должен был стать союзным центром электротехнической промышленности. Вот где мощь и масштаб! Но из-за госэкзаменов первое знакомство с городом ограничилось для молодого журналиста практикой. Фатеев в Саранск все же вернулся, и на протяжении нескольких лет в редакции республиканской молодежной газеты заведовал разными отделами — литературным, военно-физкультурным, комсомольской жизни, пропаганды и агитации. Вырос до ответственного секретаря.
А в 1960 году Владимир Александрович вернулся в Тюмень и был назначен ответсеком областной газеты «Тюменский комсомолец». Через пять лет он возглавит издание, которое станет точкой отсчета для многих сегодняшних легенд тюменской журналистики.
«Фатеевское племя»
Это не только о семье, но и о журналистах, много лет проработавших с Владимиром Александровичем.
— Редакция молодежной газеты «Тюменский комсомолец» 60-х годов считалась свободолюбивой и даже демократичной в противовес консервативной «Тюменской правде». По крайней мере, мы так думали, — рассказывает Светлана Мандрашова, главный редактор газеты «Тюменские непоседы». — Нашему главному редактору удавалось объединять очень интересных людей. Учитывал характер каждого из нас. Например, после выхода того или иного решения партии газеты обязаны были публиковать отклики трудящихся. Одним словом — обязаловка. Фатеев знал, что для меня это как ножом по сердцу и поэтому не давал таких заданий. Интересно было работать, но непросто. Он поддержал меня в истории с Высоцким, о которой известный музыкант, конечно же, и не знал.
Светлане Владимировне, как члену бюро горкома комсомола, поручили написать письмо в духе времени, бичующее Владимира Высоцкого и других известных бардов. Текст должны были принять на собрании комсомольского актива и от имени передовой тюменской молодежи послать его в Москву в ЦК ВЛКСМ. Светлана отказалась в этом участвовать. И более того, на собрании комсомольского актива проголосовала против принятия письма, написанного другими, и высказалась по этому поводу.
— Владимир Александрович и редакция поддержали меня тогда, — вспоминает Светлана Владимировна. — Фатеев не пускал на собрание, говорил, что незачем туда идти. Я же настаивала: как это не пойду, если речь там будет идти про меня? Он через время сдался, но сказал, что отпустит только вместе с Раисой Ковденко, которая будет держать меня за руку. «Не высовывайся», — наставлял Фатеев. Все случилось так, как должно было произойти. Условие, которое передо мной поставили на бюро горкома ВЛКСМ, было невыполнимым: покаяться. А на кону — вылет из комсомола, лишение диплома журналиста. По сути, по совету Фатеева я уехала. Собрали мне денег. Владимир Александрович сказал: что бы ни решили компетентные органы, трудовую он отдаст мне чистую, с записью об увольнении по собственному желанию. А могли заставить и по статье. Тогда казалось, что именно так и должно быть: поступок порядочного человека. Сейчас понимаю, что мой первый редактор, поддерживая меня и защищая, ходил по очень тонкому льду.
— К очередному юбилею газеты «Тюменский комсомолец» я написал, что если собрать всех, кто в нем работал и продолжает работать, хотя и в других изданиях, то газета могла бы выйти уже на следующий день, — рассказывает главный редактор газеты «Тюменский курьер» Рафаэль Гольдберг. — Мила Барабанова, Рая Ковденко, Витя Строгальщиков, Юра Переплеткин, Саша Мищенко и многие другие. Нам повезло работать с Фатеевым. Он не похож на других редакторов. Когда я приехал в Тюмень, а было это 12 августа 1965 года, Володя сам уже практически ничего не писал. Но он создавал атмосферу писания, чувствовал темы.
Я до сих пор занимаюсь военной тематикой. А появилась она вот откуда: в конце шестидесятых Фатеев возмущался, что фронтовики пришли с орденами, а дети ничего о них не знают! «Давайте потрясем их как следует», — предлагал. Так появилась рубрика «Орден моего отца». Мы с Витей Строгальщиковым поехали в Тобольск. На одном из уроков школьники по нашей просьбе написали сочинение. Оказалось, что редактор не очень- то прав. Дети рассказывали, они знали. До сих пор помню некоторые строчки. Один мальчик написал, что его отец пришел с войны глухонемым. «А глухонемые ничего о войне рассказать не могут», — фраза осталась у меня в памяти. Вот так я увяз в этой теме и до сих пор военной темой занимаюсь.
Недавно Володя подарил мне последнюю книгу Габриэля Маркеса «Жить, чтобы описывать жизнь». И на первой странице написал очень теплые слова своим красивым, разборчивым почерком (каким я-то никогда не отличался). Название, мне кажется, подходит к журналистике, в которой мы росли. А пожелаю ему одного: чтобы его поддерживало то, что у него было всегда — интерес к жизни. Чтобы ему по примеру Маркеса не никогда надоедало жить.
Eсть ли предопределенность в том, что два предыдущих поколения твоей семьи посвятили себя журналистике? Когда в доме все пронизано этими интересами, а ты с детства знаешь, как создается газета, видишь, как ночью из печатной машины вылетают свежие экземпляры изданий. По словам Андрея Фатеева, редактора отдела экономики газеты «Тюменские известия», все могло быть по-другому.
— То, что я должен стать журналистом, не было предрешено. С детства увлекался театральным искусством, играл в народном театре, — отвечает на мой вопрос Андрей Владимирович. — И после школы поступать поехал в Свердловское театральное училище. Там, к сожалению, тур, где надо было петь, я провалил. До армии еще было время, и стал работать в районной газете «Красное знамя». Тогда и понял, что выберу в дальнейшем. Не объявляя никому, поехал в Уральский государственный университет, сдал экзамены и стал студентом факультета журналистики.
Когда учился в университете, а это было конце восьмидесятых годов, менялась страна, зарождалась новая экономическая система, рынок, банковская сфера, отрасли. Все это меня интересовало. В 1990 году перевелся на заочное отделение и стал работать в «Тюменских известиях». Было очень захватывающе! И газета новая, и время новое. Отец научил меня многому. Но самое главное — быть честным перед самим собой. Стараюсь не писать то, с чем я не согласен или оно противоречит моим убеждениям.
Оператор В. Копылов.
Обработал Анатолий Михеев
***
фото: Кадры из репортажа, снятого Тюменской студией телевидения в мае 1967 года — Владимир Фатеев;Ответсек Людмила Барабанова, редактор Фатеев и корреспондент Светлана Мандрашова;Редактор беседует с комсомольским секретарем из Ялуторовска Станиславом Ивановым.