X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

И всегда ходи с червей

Загадочное слово вермиферма мне было неизвестно. «Да все очень просто, — объяснил мне Александр Мутт. — Верми — это черви. Значит, вермифермаферма по производству червей».

Их-то зачем разводить? Удовольствия вроде бы мало. Зато пользы, как оказалось, много.

Семья Мутт переехала в Кулигу восемь лет назад. Обустраивались трудно, как многие собственники земельных угодий. Но зато, когда все наладилось, дела быстро пошли в гору. Сначала завели семь десятков индюков, купили орловского жеребца и кобылу, десяток коз, кур, собак… Ни одного квадратного метра из 50 соток земли здесь, кажется, не пропадает зря. Eсть и большой огород, и альпийская горка, и фруктовый сад — груши, яблони, вишни, кизильник, и ягодные плантации — клубника, крыжовник, красная, белая, черная смородина. Даже вода, стекающая с крыши, не пропадает даром, по направлению ее потока в овраг проложили сухой ручей. В планах хозяев осенью заложить еще виноградник и разбить пруд, котлован под него уже выкопан. А когда появится свой водоем, то рядом с ним проложат еще и тропу здоровья.

И все эти планы — не витание в облаках, а скорее замкнутый цикл всего этого крестьянско-фермерского хозяйства. На зиму для лошадей и коз семья заготавливает около 50 валков сена, каждый — по 300 килограммов. На прокорм хватает, но возникает другая проблема — куда девать такое количество навоза? И Александр Федорович решил отходы превратить в доходы. Вычитал однажды в публикации одного профессора из Владимира о сибирских червях-старателях. Азиатским они не ровня. Те слишком чувствительны к перепадам температур, зато наши — товарищи стойкие. Размножаются быстро: из четырех бесполых червей через два-три года могут появиться более 1500 их собратьев. И главное, эти черви — народ прожорливый, могут переработать в биогумус любую органику — мелкоизмельченные ветки, траву, любые отходы кухни (кроме мясных) и, конечно, навоз. Благодаря им из всего этого винегрета получается мягкая питательная смесь. Eсли ее еще и подсушить, то можно выделить жидкий экстракт с содержанием чрезвычайно полезных в дачном хозяйстве гуминовых кислот. Добавление всего одной чашки такого биогумуса на ведро самой бедной земли способно превратить ее в перегной. С его помощью даже на чистом песке и в условиях Крайнего Севера будет прекрасно расти картошка. Такие эксперименты проводил биолог из ХМАО Андрей Ткаченко.

Для начала Мутт купил два вермикомпостера (иногда по-простому их называют червятниками). Их можно размещать и под открытым небом (пока температура не ниже плюс 8 градусов, если станет холоднее черви, впадут в анабиоз) и в подвальных помещениях. Никаких особых условий не нужно, только еды и побольше. Правда, совсем свежий навоз им нельзя давать: сгорят. Навоз должен вылежаться.

Домик для червей состоит из нескольких этажей — на нижнем у них туалет (здесь и образуется будущий биогумус), в середине — они живут и размножаются, вверху — принимают пищу. Пока у Александра Федоровича только три таких трехэтажки. В следующем году он планирует построить девять, а в будущем отдать под эти конструкции несколько соток земли. Он надеется, что это безотходное производство может послужить на пользу не только ему, но и всем тюменским (а если дело пойдет хорошо, то и не только тюменским) дачникам.

Рецепт любого успешного дела, по мнению Александра Мутта, прост. Eго знал еще его отец, который с шестью десятками лет трудового стажа всегда был в передовиках сельхозпроизводства. Он учил сына: «Чтобы все в жизни было хорошо — надо пахать!»

***
фото: Александр Мутт на вермиферме. ;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта