X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Выдохнуть и не быть моллюском

Мир не станет прежним — обещали нам, когда пандемия только набирала обороты.

Павел Дуров говорил, что самоизоляция поможет нам стать лучшей версией себя. А директор ВЦИОМ Валерий Федоров уверенно прогнозировал, что в странах, где человеческая жизнь важнее денег (по его мнению, Россия входит в их число), поменяется вообще все — от социальных привычек до экономики. Но теперь, когда последние ограничения почти сняты, чувствуешь себя обманутым. Кажется, наша жизнь в итоге не изменилась. Или мы просто не заметили, как это произошло?

В числе последних из самоизоляции выходят деятели искусства. Попробуем узнать, какие идеи появились у них за минувшие месяцы и поменялось ли что-то в них самих.

Быть легче и светлей

В мастерской хореографа Александры Балецкой хочется расправить плечи и дышать полной грудью. Здесь просторно, из чердачных окон бьет дневной свет, а белые стены и зеркала зрительно расширяют пространство танцевального зала. В этом бесконечном белом пространстве изящно двигаются три танцовщицы в черном. Они снова и снова пытаются соединиться в одно целое, но неизбежно распадаются, разыгрывая историю любви и драму третьего лишнего. Это отрывок из нового перформанса: «Контемп Романсы».

Сама Балецкая следит за процессом и только изредка негромко хвалит. По ее же признанию, такая умиротворенная атмосфера на репетициях еще недавно была большой редкостью, но многое изменилось за последние пять месяцев.

— Все мои спектакли — это результат переживания каких-то периодов моей жизни. Мне кажется, у художника по-другому и не получится. Искусство — это, простите, кишки наружу, — говорит хореограф. — Сначала я очень увлекалась театром, и из меня лезли «Каренина», «Гроза» и очень много литературы. Последнее мои спектакли — без драматургической основы, они стоят на моих ощущениях, на моем жизненном опыте. А пандемия стала для меня важным периодом, я осталась со своей личной жизнью тет-а-тет.

И в личной жизни Александры Балецкой произошли большие перемены, не самые счастливые. Но возможность замедлиться помогла ей посмотреть на них с другой стороны. И избежать пожара — несмотря на всю свою вспыльчивость и привычку сжигать за собой мосты. Так что вся эта история дала идею для нового спектакля.

— Эта работа одна из самых легких в истории мастерской, но не с точки зрения хореографии, а с точки зрения восприятия. Это светлая работа, — рассказывает Балецкая. — Даже на репетициях нам было как-то спокойно, мягко, что мне не свойственно. Я холерик, часто ругаюсь. В этом спектакле я не кричу о гигантских проблемах, не заставляю зрителя смотреть нечто болезненное, мучительное. Но в легких пастельных тонах поднимаю сложные вопросы, например, ситуацию, когда люди не могут совпасть, как бы они ни хотели этого. Тем не менее новый перформанс — это культ любви как светлого чувства. Местами, представьте, у меня получилось даже посмеяться!

С точки зрения хореографии работа вышла непростой. В ней сыграет большой состав — 13 танцоров. Многие из них — новые в Тюмени лица.

— Я в инстаграме спросила: кто хочет ко мне на проект? Оказалось — многие. Дело в том, что студенты из других городов сейчас находятся в Тюмени, — говорит хореограф. — И это очень интересно, как студенты хореографических отделений работают с тюменским хореографом, хотя некоторые из них учатся, например, в Санкт-Петербурге. Казалось бы, чем мы можем их удивить? Получилась очень разношерстная команда. Но от работы над перформансом у меня только приятные впечатления. Надеюсь, такие же будут и у зрителя. Надеюсь, зритель, глядя на нашу работу, сможет… выдохнуть.

Посмотреть перформанс можно в мастерской современного танца 1 сентября и в «Космосе» 12 сентября.

Анастасия Богданова

Не понимаю их, но обожаю

Художница из Санкт-Петербурга Тина Прохорова любит прятать пальцы в длинных рукавах, а свои выразительные глаза — за длинной челкой. Она всегда кажется немного смущенной, но при этом искренней.

Недавно Тина подарила нам яркую работу «Мы разные» — этот стрит-арт можно увидеть на кирпичной стене по улице Сакко, 32. Вообще-то с точки зрения стрит- арта Тина художник начинающий. Первая ее крупная работа на стене появилась в Москве в прошлом году. Она получилась острой и называлась «Стресс». Наша стена совсем другая — дружелюбная. Возможно, такие перемены в творчестве художника связаны как раз с пандемией. Ведь в начале года Тина писала: «2020-й намекает, что иногда нужно ничего не делать и просто отдыхать. Хочешь работать, но вместо этого будут спокойные прогулки по Тбилиси и накопление вдохновения»…

— Герои на картине «Мы разные» — это аллегория нас самих, только гипертрофированная. Я спрашиваю на стене: какой ты? — рассказывает Тина. — Каждый может сфотографироваться здесь и показать, какой он есть. Быть другим не значит — не вписываться, это значит — дополнять так, как не сможет другой. Мы разные, и это классно, иначе как скучно было бы жить!

Начав рисовать на стенах в 2019-м, уже в 2020-м Тина прошла на два крупных стрит-арт-фестиваля. Первый наш — «Морфология улиц», а второй один из самых известных в России — «STENOGRAFFIA». Другим начинающим художникам Тина советует сначала познать все основы рисования, прежде чем идти работать на стенах. «Ты должен понимать ответственность перед другими, твои работы могут увидеть, и они как-то могут повлиять на людей», — считает Тина. В то же время на провокационный вопрос, как она относится к тем ребятам, что среди ночи выбегают из машины и быстро размалевывают стены граффити, отвечает неожиданно:

— Я их обожаю! Мне нравится, когда в голове у художника есть какая-то идея. А у них, как правило, есть, это чаще всего какие-то акции. И мне нравится эта эстетика стремительности и смелости, просто… — и тут художница снова немного наклоняет голову и скромно прячет глаза за челкой. — Это немного не мое.

И никакого вам осуждения. Да, Тине веришь: то, что мы разные, не делает кого-то из нас хуже.

Двигаться только вперед

«Сны улиц» в эти выходные отметили юбилей. Фестивалю уличных театров исполнилось 15 лет. Но в этом году было непросто. Мало того, что с фестивалем пришлось затянуть, его программу сильно сократить (никаких зарубежных гостей) и перенести выступления в городские дворы, — так еще и дожди начались!

Так что в субботу дети, взрослые и организаторы фестиваля бегали по лужам в ЖК «Новин», пытаясь угнаться за гигантскими моллюсками из Санкт-Петербурга. Это, конечно, не моллюски в прямом смысле слова, это артисты уличного театра в необычных костюмах. Я тоже бегу за ними и вижу промокшего мальчишку с плакатом: «Вперед! И только вперед!» Он бубнит себе под нос:

— Мне говорили, что 22 августа будут «Сны улиц», и вот, кажется, этот день настал…

— Мальчик, а что у тебя за плакат? — спрашиваю я.

Он поворачивает голову, смотрит на меня с любопытством. А потом настойчиво протягивает плакат мне. Я автоматически беру его, и в эту же секунду мальчик исчезает. Точнее, он убегает, но с такой скоростью, что я не успеваю вымолвить и словечка. Так и замираю под дождем с этим плакатом в руках. Хлопаю глазами, пока в меня чуть не врезается мужчина.

— Девушка, ну чего вы встали?! У вас же написано «Вперед!», так двигайтесь, — ворчит он.

Анастасия Богданова

Что делать? Приходится двигаться… К тому же не мне одной, ведь в необычном формате шествия выступали в этом году все театры фестиваля. Все из-за пандемии — организаторы попытались не допустить большого скопления людей. И даже «Мимикрия» в этом году испробовала новое.

— У нас смешанные чувства от этого опыта, — признается Майя Шульц, режиссер «Мимикрии». — С одной стороны, это очень необычно. И мы решаем проблему со зрительным залом. Eсли вы бываете на нашем фестивале, то знаете, каждый год люди занимают места заранее. Тем, кто оказывается в задних рядах, уже ничего не видно. Здесь же каждый может успеть посмотреть спектакль, в том числе и из окон собственного дома. Но есть и свои минусы. Мы будем ждать отзывов от зрителей. Eсли им понравится, то будем пробовать формат шествия чаще.

Артисты, сыгравшие моллюсков, таскали за собой огромные раковины в два человеческих роста. Их сопровождал другой артист — с плетьми. По замыслу сюжета он гонял моллюсков по дворам «Новина» и заставлял делать разные трюки. Но в такую погоду задумка режиссера выглядит почти садистской. Хотя сами артисты говорят, что выступать под дождем привыкли и плети тут ни при чем.

— Нам часто приходится выступать в Голландии. Так там дожди по пять раз в сутки! Никого это не останавливает — ни зрителей, ни нас, — рассказывает Наталья, актриса. — В Тюмени зрители тоже оказались приятно подготовленными. Не разошлись из-за ливня. Более того, именно после дождя количество зрителей, по-моему, увеличилось раза в два.

— А для тех, кто не любит выступать под дождем, существуют разные меры. Отказывают в еде, социальном страховании, — вздыхает актер Игорь. — В общем, режиссер умеет уговаривать…

Я же спрашиваю у организаторов, что мне делать с плакатом «Вперед! И только вперед!» И натыкаюсь на недоуменные взгляды.

— Наверно, двигаться вперед… — подсказывает кто-то из них.

Приходится двигаться. Сам фестиваль тоже не остановился. На следующий день театры из Москвы, Самары, Санкт-Петербурга и Тюмени отправились в Тобольск. А уже в понедельник они объявили, что начали подготовку к фестивалю «Сны улиц — 2021».

***
фото: Желающих танцевать в новом перформансе Александры Балецкой набралось много, но в мастерской мы застали только трех ;;Внимание, моллюски на улицах города ;Артистов и зрителей фестиваля «Сны улиц» дождь никогда не пугал.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта