Оказаться по ту сторону войны
Мальчишки, отложив в сторону гадежты, охотно переодеваются в солдатскую форму образца 1943 года.
В кирзовых сапогах и гимнастерках, подхваченных широкими ремнями, они так походят на парней, которые смотрят с пожелтевших архивных фотографий. Но разница между поколениями — победителей и детей цифровых технологий — так велика.
Военно-исторический проект «Сибирские дивизии» стартовал в центре допризывной подготовки «Аванпост». Организаторы разработали программу, которая поможет не только изучить эту страницу истории, но и хоть немного почувствовать атмосферу военных лет.
— Валенки, шинель из колючей шерсти с утепленным подкладом, шапка-ушанка. Примерно такое зимнее обмундирование было у каждого солдата-пехотинца Красной армии, — перечисляет Игорь Ревякин, руководитель областного патриотического объединения «Честь имею», и поправляет шапку на одном из воспитанников.
Парень, сев на табурет, водружает на колени гармонь. Игорь Владимирович поясняет, что гармонисты на фронте были на вес золота. Бревенчатые стены, буржуйка в углу, скамьи, стол с алюминиевыми кружками и треугольниками писем — такую обстановку воссоздали в блиндаже. По замыслу организаторов здесь можно почувствовать себя солдатом той войны. Но что значит почувствовать? Парни, которые родились в век бурного развития технологий, не без интереса примерили кирзовые сапоги и защитную форму, а когда дело дошло до письма, которое им всем отрядом надо было написать бойцу на фронт, дело застопорилось. Очень трудно приходили слова, не хотели складываться в строчки. Кое-как сочинив пожелания скорейшей победы и возвращения домой, они свернули треугольник. Миллионы солдатских писем в годы войны было отправлено и получено. Часто писались они убористым почерком, чтобы больше рассказать о себе, отправляя весточку с фронта домой.
Руслану Мамажанову, курсанту регионального центра допризывной молодежи, 15 лет. Он занимается здесь всего год, а выправка уже видна. Надев шинель, замечает, что она очень плотная, но в ней комфортно.
— Плечи сами расправляются, осанка становится другой. А с валенками я с детства знаком — в них зимой удобней всего выполнять работу по дому и двору. Форма для бойца — это его лицо. Понятно, что здесь мы можем лишь попробовать себя в роли солдат, но и доля правды в этом есть. Обмундирование простое, сшитое по образцам тех лет. Так что можно сказать, мы прикоснулись к истории. После школы собираюсь связать жизнь со службой Отечеству. Мечтаю о воздушно-десантных войсках.
В другом зале центра «Аванпост» развернулась выставка «Память». На ней собраны копии знамен сибирских дивизий, экспонаты, найденные тюменскими поисковиками там, где воевали наши земляки. Рассказывает ребятам о солдатских судьбах Анатолий Храпов, старший оператор парашютной вышки. Рассказывает увлеченно, с жаром, а иначе не завладеть вниманием воспитанников. В интервью он заметил, что информацию собирать пришлось из разных источников.
— Молодежь не заинтересуешь исторической справкой. Нужны подробности, — поясняет Анатолий Игоревич. — Я основывался на книгах тюменских авторов. Пришлось посидеть и за копиями боевых журналов, которые мы нашли в оцифрованном архиве Министерства обороны. Для меня важно было рассказать о подвиге земляков, и о неверно принятых командованием решениях, в результате которых погибли тысячи. Но это и есть обратная сторона войны.
А еще он отметил, что чаще всего в беседах про Отечественную войну, молодежь опирается на большие значимые даты — Курская битва, битва за Сталинград, Москву, взятие Берлина. Но о том, как воевали солдаты сибирских дивизий, порой ничего и не слышали. Хотя они повлияли на ход войны.
Задача проекта как раз и познакомить с этой страницей истории, подчеркнул руководитель патриотического объединения. В проекте много направлений. Та же фотозона, воссозданная в защитном блиндаже. Фотографии, селфи на память останутся в телефонах и разойдутся через контакты по сети среди таких же парней и девушек. А вместе с ними и история.
***
фото: Руслан Мамажанов ;Среди экспонатов есть те, что найдены на полях сражений сибирских дивизий. ;