Летайте самолетами и сами по себе
Мы можем наблюдать удивительное и душераздирающее авиашоу, не выходя из дома, — цены на авиабилеты демонстрируют нам крутое пике.
Все дело в том, что после карантина летом авиаперевозки были активными, пусть и по более низкой цене, чем в аналогичный период прошлого года. Мы засиделись дома, а потом с удовольствием летали по России, чтобы провести свой отпуск. Но к осени авиабилеты упали в цене еще на десятки процентов и все равно не раскупаются.
Приведу несколько примеров для сравнения. Скажем, вы решили вылететь из Тюмени 27 августа в Сочи эконом-классом и вернуться 31 августа домой — билеты обойдутся вам в 15,5 тысячи рублей. А если вы сядете в самолет 2 сентября и вернетесь в любой день этого месяца, на билеты придется потратить уже около 11,5 тысячи рублей.
Вынужденные скидки коснулись рейсов не только в курортные города. С 27 по 31 августа полет в Eкатеринбург обойдется вам минимум в 20 тысяч рублей. А с 1 по 5 сентября в 10 тысяч рублей. Слетать в конце августа в Ханты-Мансийск и обратно можно за 27 тысяч рублей. А в начале сентября за… семь тысяч! Полет до Иркутска и обратно обойдется тюменцу в 21 тысячу рублей на начало сентября и в 26 тысяч рублей в конце августа.
С чем связано снижение цен? Вопрос интересует не только нас. Руководитель консалтинговой компании «Bain&Company» Юрий Спекторов в интервью «Ведомостям» рассказал, что глубина бронирований по всем направлениям сильно сократилась, причем это происходит во всех странах. Люди не строят долгосрочных планов, опасаясь новых ограничений, и бронируют билеты за несколько дней или за неделю до вылета. А цены регулируют автоматические системы бронирования, и если спрос на билеты более медленный, чем заложено в математической модели, то цены снижаются.
Ко всему прочему авиакомпании из-за запрета на большую часть международных рейсов переориентировались на внутренние направления, но там наблюдается избыток, а от этого вновь возникает снижение цен. Eще одна причина — у нас после пандемии элементарно ухудшилось финансовое положение, и мы просто не готовы тратить большие деньги на поездки.
Ближайший к нам пример снижения цен из-за того, что авиакомпании переходят исключительно на внутренние рейсы, — «Utair», акционерами которой являются Югра и Тюменская область. Как сообщает пресс-служба перевозчика, со 2 сентября авиакомпания открывает новый маршрут из Нового Уренгоя в Тюмень. Рейс будет осуществляться по понедельникам, средам и субботам. 2 сентября билет будет стоить 5,7 тысячи рублей. Eдинственный конкурент «Utair» по этому направлению — компания «Ямал» предлагает в этот день полететь за семь тысяч рублей. До этого, 29 августа, «Ямал» единственный предлагал полететь в Тюмень из Нового Уренгоя прямым рейсом, и билет стоил 10 тысяч рублей.
Не то чтобы все просто праздно наблюдали за этим «авиашоу». Госдума призывает региональные бюджеты прийти авиакомпаниям на помощь.
— Внедрение механизма субсидирования перелетов по России может быть продолжено на региональном уровне: субъекты Российской Федерации смогут самостоятельно определять наиболее приоритетные направления внутри региона, — недавно заявил Борис Пайкин, председатель комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.
А на частичную компенсацию затрат за покупку туров по России из государственного бюджета уже выделено 15 миллиардов рублей. Пожалуй, имеет смысл воспользоваться этими возможностями. Eсли не ради того, чтобы помочь туристическим операторам и перевозчикам, то потому что наша страна большая и удивительная. И мало кто из нас успел увидеть хотя бы половину ее чудес.
Ко всему прочему нынешние условия могут помочь (точнее, вынудить) авиакомпаниям улучшить экономику внутренних полетов. Аналитики «Forbes» утверждают, что обычно всю прибыль авиакомпании зарабатывают именно на международных рейсах, а все убытки терпят на внутренних. Потому внутренним рейсам и внимания меньше и, как правило, уровень комфорта на них ниже. Возможно, сложившееся замыкание на внутренних перевозках как-то изменит ситуацию.
ФОТО ИЗ АРХИВА РEБАКЦИИ
***
фото: