X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Просто водоворот мыслей

Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота. ACT, 2016.

Мое знакомство с Пелевиным произошло именно благодаря книге «Чапаев и Пустота», причем причина ее покупки была довольно комичной. На переплете была наклейка «18+», и мне стало интересно, действительно ли в книжном спросят паспорт. Опережая ваши догадки, отвечу — спросили, благо мне уже было 18.

Говорят, от любви до ненависти один шаг, именно такие взаимоотношения сложились у меня с этой книгой. Я восхищалась ею, отбрасывала в сторону, но тут же вновь открывала и продолжала читать. Она не оставляла меня в покое. Знаете троянского коня? Так вот, «Чапаев и Пустота» — это нечто похожее: роман в романе и три плана повествования. Первый — война 1918-1919 годов, второй — психбольница в России середины 90-х годов, третий — мир духовный, внутренний, где происходит порой невероятное безумие. И все эти линии сплетаются в единое философское целое.

Главный герой Петр Пустота борется и постигает мир вместе с Василием Чапаевым. Сложно в целом сказать, о чем эта книга, но в этом ее достояние. Невероятнейший экскурс в восточные культуры, в мир России 90-х, где рядом профессор и бандит, юношеская влюбленность и проституция, оккультные общества и политика, размышления о высоком и острый юмор. Книга наполнена ярким символизмом, оригинальными образами, мастерским жонглированием мыслями и смыслами. Наверное, основную направленность произведения можно выразить восточной притчей: буддийскому монаху приснилось, что он — бабочка, сидящая на лепестках лотоса вечности. Но ведь и бабочке могло присниться, что она — монах.

Книгу довольно быстро разобрали на цитаты. «Весь этот мир — это анекдот, который господь бог рассказал самому себе». «Вы, надеюсь, не будете спорить с тем, что чем человек хитрее и бессовестнее, тем легче ему живется?» «Все на свете — просто водоворот мыслей, и мир вокруг нас делается реальным только потому, что ты становишься этим водоворотом сам». А сам Пелевин уже некоторыми причисляется к классикам, пусть не к классике русской литературы, но к классике постмодернизма точно. Самое главное — не воспринимайте книгу уж слишком серьезно и помните, что на самом деле ничего нет.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта