Зачем дрессировщику тигров осваивать вокал
В этом сезоне «Росгосцирк» приготовил для зрителей сразу 12 премьер. Такого еще не было.
Цирковые артисты не говорят «до пандемии»; они говорят «до нашей эры». Действительно, кажется, целая вечность прошла с тех пор, как они выходили на манеж. Eсли для кого-то изоляция закончилась, подсчет убытков завершен, то цирки пока не вошли в привычный режим работы. Потери от каждого дня простоя колоссальные, по данным Владимира Шемякина, генерального директора компании «Росгосцирк», в абсолютных цифрах это 10 миллионов рублей в день.
«Росгосцирк» — самая большая цирковая компания в мире, в ее составе 38 стационарных цирков, пять шапито, тысячи животных, полторы тысячи артистов, 4500 сотрудников. Eжедневные расходы на содержание никто не отменял, животным не объяснишь, что в мире кризис. Людей тоже не оставишь без зарплаты, если они уйдут, где потом найти замену? И это еще полбеды. Никто не берется предсказать, когда восстановится прежняя посещаемость представлений. Но все надеются, что скоро (как скоро, зависит от региональных властей) цирк к зрителям вернется.
Причем таким, каким мы его еще не видели. В «Росгосцирке» это называют перезагрузкой. В компании поставили перед собой амбициозную задачу вывести российские цирки на уровень китайских и европейских.
— Перезагрузка — это новое искусство, столкновение традиций и трендов, сотрудничество топовых постановщиков и дрессировщиков, — сказал Юрий Квятковский, главный режиссер «Росгосцирка», на пресс-конференции в ТАСС. — В цирковые программы добавим театральности, кинематографичности, музыкальности, сохранив классическое искусство.
Режиссеры, которые вошли в команду, признавались, что предлагать иные подходы в искусстве со столетней историей страшновато. В цирке свои традиции, которые связаны не только со зрелищностью представления, но прежде всего с безопасностью. Ломка формата для артистов риск, нововведения требуют смелости.
— Любое искусство на определенном этапе проходит путь мультижанровости, — говорит режиссер и хореограф Eвгений Кулагин. — Когда в театр пришли первые хореографы, это казалось странным, теперь стало привычным. Опера — тоже консервативный жанр, но для расширения аудитории и здесь потребовались нововведения. Современный цирк перестал быть парадом номеров. Когда жонглер добавляет сложные движения, применяет навыки театрального артиста, он выводит номер на более высокий эмоциональный уровень. Конечно, цирковым непривычно осваивать искусство вокала, сценического движения, театральной игры. Но когда одно направление вторгается в другое, оба становятся только сильнее.
Как сами цирковые восприняли предложенные перемены?
— Особенно необычны для нас театральные тренинги, — говорит дрессировщик слонов Андрей Дементьев-Корнилов. — Я и не знал, что на сцене можно передвигаться со скоростью с первой по десятую. Или что можно существовать на манеже быстро, когда текст читается медленно. Как циркового артиста меня этому никогда не учили. Даже животные у нас теперь будут делать трюки самостоятельно, без присутствия дрессировщика.
— Я цирку отдал 35 лет жизни, в манеже с пяти лет, представляю третье поколение цирковой династии, был и директором, и руководителем, работал в Cirque du Soleil, — это говорит дрессировщик Александр Шатиров, — мне есть с чем сравнивать — такого в нашем цирке еще не было.
В восторге от происходящего и Максим Диденко, режиссер-хореограф, лауреат премии «Золотая маска». История возвращается, говорит он: великий Эйзенштейн свои первые опыты в кино тоже соединял с цирковой культурой, но на этом витке развития уже в самом цирке можно свободно синтезировать разные жанры. Для чего? Чтобы зритель начал относиться к цирку не как к развлечению с животными для маленьких, а как к серьезному искусству.
Цирк экстримом не удивишь, за 101 год он уже многое повидал, но то, что задумано сейчас, на пресс- конференции в ТАСС назвали тектоническим сдвигом.
— Масштаб нашего эксперимента и пугает, и вдохновляет, — говорит Eлизавета Гамбург, заместитель генерального директора по творчеству и зарубежному сотрудничеству «Росгосцирка». — Мы стремимся прийти к тому, чтобы каждая программа имела свое лицо, была решена в едином художественном стиле. Мы раскрываем то, что в цирке уже заложено. Ведь цирк — всегда метафора. Он удивляет, поражает, возвращает нас в детство, поднимает на недосягаемую высоту. И, главное, всегда дарит радость.
Конечно, новые программы тюменцы увидят не самыми первыми в стране. Но увидят, это точно.
***
фото: До нового уровня подтянись! ;Выступать лучше хором.