X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Комсомольской нужен добрый хозяин

Дома не сидится

— Кто тут у нас такой хорошенький? Кто такой грустный? — говорю я прижавшемуся мордочкой к забору кокер-спаниелю. Собака почему-то скулит, глядя на улицу и прохожих. Но когда слышит мой ласковый тон, робко машет хвостом в ответ.

Через секунду я вздрагиваю от хриплого окрика ее хозяина. Он зовет кокера к ноге, а мне говорит:

— Не жалейте ее. Нечего жалеть! — смотрит на меня хмуро и плотнее запахивается в свою крутку, прежде чем отвернуться.

Я вздыхаю. Оттого, что мне хочется пожалеть не только эту собаку, но и целую улицу. Улицу Комсомольскую, на которой мы находимся…

Вообще-то Комсомольская считается гостевой улицей, здесь много исторических зданий застройки XIX века. Помимо того, она является важной артерией городского центра. Здесь даже разместился дворец представительства ХМАО (правда, он спрятался за высоким забором). Но первое, что бросится вам в глаза, это бесконечная череда баннеров с надписями «Продам!», «Аренда от собственника» или просто номером телефона, вывешенным с балкона. Их я насчитала несколько десятков на небольшой улочке. Кажется, что единственное желание местных жителей — уехать отсюда. И это не так уж удивительно.

Улица Комсомольская собрала самые странные вывески и баннеры, которыми предприниматели обшили магазины. Их так много и они настолько не сочетаются друг с другом, что очень скоро глаз незакаленного зрителя начнет нервно подергиваться. От такого рекламного безумия на центральных улицах уже успели отвыкнуть. И будто мало визуального сора — предприниматели выставили и мусорные баки прямо на улицу. Так выкидывают мусор и жители дома N 44 — они не виноваты, площадка для контейнеров рядом с тротуаром. Пахнет соответствующе. Впрочем, еще сильнее пахнет гарью — на днях в очередной раз горело здание почтового отделения N 2 на углу с улицей Орджоникидзе. Заброшенный двухэтажный симпатичный домик 50-х годов горит регулярно. Местные привыкли.

И каждый пинает эту улицу в меру своей фантазии. Под открытым для прохожих крыльцом «Мособлбанка» валяются мешки с цементом — сколько им лет, сложно предположить, но вид они портят до сих пор. Из ниоткуда на улицу может выползти балкон, украшенный рекламным экраном, и перегородить почти всю пешеходную дорожку. Здесь же находится самый неоднозначный с точки зрения эстетики монумент «Материнство». У каждого, даже великого художника, бывают творческие неудачи, вот монумент выглядит как одна из таких.

Я уже молчу про многочисленные недружелюбные высокие заборы, за которыми спрятались все, кто мог себе позволить. В общем, мне кажется, если бы улица Комсомольская могла, она бы тоже заскулила.

Но когда-то у улицы были другие хозяева. И она была блистательной. Вот дом N 6 — 1905 года постройки. На табличке он обозначен как дом Стефана Григорьевича Селиверстова и Лейба Хаимовича Брандта. Первый из них — купец 2-й гильдии, тюменский судовладелец. Второй — представитель тюменской семьи Брандтов, тоже купец. Причем крайне успешный, фамилия Брандт была хорошо известна не только в Тюмени, но и далеко за ее пределами. Магазины Брандтов были в Москве, Кургане, Ишиме, говорят, даже в Великобритании, Дании и Германии. За границей Брандты торговали тобольским сливочным маслом. В общем, дом был элитным. Специалисты ценят его за удивительные наличники. Они выполнены в барочном стиле — в виде выпуклой объемной конструкции и украшены характерными мотивами: листья, цветы, фрукты. Всю эту детально проработанную красоту приятно рассматривать. И хочется, чтобы современные предприниматели присмотрелись, как раньше к своим улицам относились успешные дельцы.

Да и не только они. Например, мимо дома N 17 вы точно не пройдете. Говорят, он был построен крестьянином Дмитрием Eпифановичем Машаровым, отцом известного тюменского фабриканта. От усадебного комплекса сохранились главный дом и флигель. Интересно, что, будучи крестьянином, богатое жилище Машаров себе не позволил. Жилой флигель скромный по размерам — одноэтажный бревенчатый в три окна. Но скромный дом богато украшен с улицы. Да так, что он до сих пор считается одним из красивейших примеров деревянного зодчества в Тюмени.

Сегодня дух той старой Комсомольской (а тогда Тобольской) тоже кое-кто сохраняет. За общежитием N 1 ТюмГУ притаился дом N 9. Этот двухэтажный деревянный дом до сих пор обитаем. Он является памятником и относится к застройке конца XIX века. Дом шестистенный, у него четырехскатная кровля, торцевой фасад украшен пилястрами и высокими прямоугольными окнами со строгими наличниками. Говорят, в этом доме живут священник Виктор Гордеев и его жена Людмила. Они же о нем и заботятся. К сожалению, я не застаю хозяев дома, калитка закрыта. Но вижу в окнах симпатичные занавески и комнатные цветы. В целом дом, что называется, дышит. Можно приподняться на цыпочки и заглянуть за забор, чтобы увидеть ухоженный двор…

Именно такими дворами и привлекательна сегодня улица Комсомольская. В другом ее конце, у дома N 73, двор старого многоквартирного дома окажется открытым. Здесь большая деревянная беседка, видно, смастерили ее местные, на скамьях оставлены пледы. По- домашнему уютно. А жители двора улыбаются мне и здороваются, хотя видят меня впервые.

Я с неохотой ухожу из этого двора на неопрятную современную улицу. И вспоминаю слова того мужчины с собакой: «Не жалейте ее.» Мне же хочется призвать к совершенно противоположному. Не пробегайте мимо, а пожалейте, пожалуйста, улицу Комсомольскую.

ФОТО АНАСТАСИИ БОГДАНОВОЙ

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта