Прочная и вечная душа
Казалось бы, изобразить человека, лицо которого запечатлено на многих фотографиях и в воспоминаниях, по силам любому художнику.
Но любой художник скажет, что достичь внешнего сходства героя, не выразив его внутренней сути, невозможно. Даже собирательный образ, который портретного сходства не требует, отталкивается от субстанций эфемерных, но по-человечески понятных и верных. Такова, например, «Россия-Русь» — одна из самых известных скульптур Виктора Мосиелева, за основу композиции которой был взят образ знаменитой гоголевской тройки.
Так, монумент Герою Советского Союза, генералу армии Василию Маргелову требовал лаконичности и сдержанности, но при этом образ первого командующего ВДВ должен был отразить и другое, ведь Маргелов «заставил броню летать», первым в мировой практике осуществив десантирование БМП с парашютом и экипажем на борту. Одним из членов того экипажа был сын Маргелова Александр.
— У меня хорошая реалистическая школа, что дает много преимуществ, — рассказывает о себе Виктор Мосиелев, один из скульпторов, создавших монумент Маргелова. — При этом мои работы всегда эмоциональные, больше импрессионистские, но не по технике, а по содержанию. И в создании скульптуры Маргелова мне важно было прочувствовать этого человека, чтобы изобразить не только внешность, а душу, внутреннюю сущность. Работа шла долго, мы с творческой группой изучали архивы, документы, и, только когда в мыслях сформировался определенный образ, начали делать каркас, приступили к лепке.
Сейчас скульптор живет на Тамани, недалеко от Крымского моста, но часто приезжает работать в Сибирь и на Урал. Говорит, ему здесь нравятся люди. Для Тюмени он создавал мемориал генералу Карбышеву. У Мосиелева большой опыт работы над образами героев Великой Отечественной войны, Афганистана, локальных войн и конфликтов. Недавно в Eкатеринбурге открыли монумент «Преемственность поколений», посвященный героям Гражданской войны и современных локальных войн.
— Скульптура и искусство — это эмоции, глубокие и искренние, — говорит Виктор Мосиелев. — И всегда несешь ответственность за то, какие чувства вызываешь у человека. Когда видишь, что к твоей скульптуре люди подходят и плачут, сжимается сердце. Памятник, который устанавливают в городской среде, несет еще и дополнительную социальную нагрузку. Здесь мы хотели показать Маргелова как самодостаточного, мудрого человека, командира, которого любили и уважали в войсках. Eго ценили за справедливость. Именно таким родным он всегда был и будет для десантников.
Работал над монументом и пермский художник по камню Игорь Жужгов.
— Менялась концепция, форма, материалы, место установки, но в результате мы пришли к цельности, монументальности, чтобы не было в памятнике ничего лишнего, клееного, чтобы все было прочно и вечно, — рассказывает он. — Применялись точные станки для обработки деталей, для обточки камня, выбирались лучшие цеха, опытные мастера. Для монумента использован карельский гранит, который еще называется дымовским. Именно он дает наиболее удачное сочетание с бронзой. Для постамента потребовалось около 2,5 тонны камня. Он должен выдерживать сибирские погодные условия. Eсли ошибиться в расчетах, гранит начнет крошиться. У каждого мастера есть свои секреты, как этого избежать. А когда мемориал посвящен такому человеку, по-другому и быть не может.
ФОТО АНАСТАСИИ БОГДАНОВОЙ
***
фото: