От каких пустяков зависит сказка
Владислав Крапивин. Летчик для особых поручений. Средне- Уральское книжное издательство, 1975.
От книг, прочитанных в детстве, в памяти редко остаются цитаты, но, как звезды, они светят тебе издалека и оберегают в жизни. Именно такой стала для меня эта повесть Владислава Крапивина. Перечитав ее, с удивлением поняла, что один из ее сюжетов — в реальности. И не где-нибудь, а в нашем дворе. В конце далеких 70-х годов на пятачке, который сейчас называется сквером Нефтяников, мы собирались нашей детской разновозрастной компанией и шли открывать Антарктиду. Гуськом пробирались по огромным сугробам, которые покрывали ягодные кустарники, а там, где заросли кончались, строили пещеры, забирались туда и рассказывали друг другу истории. Это был наш мир. Своя Ант — арк — ти — да была и у мальчишек в этой повести. «Стоило им лишь захотеть, и пустырь превращался в неизведанную страну».
«Летчик для особых поручений» — это «маленький принц» наших дней. Этого сравнения не избежать. Тем более, что и сам Антон Топольков, тот самый особый летчик, как-то говорит, что был знаком с одним взрослым, который и в самолетах, и в сказках разбирался, но, к сожалению, погиб. Но как настоящий маленький принц, а не тот, который играет роль в детском спектакле, он пишет стихи, исполняет чьи-то мечты, говорит об ответственности друг перед другом, о совести, о выборе жизненного пути, учит быть снисходительным к людским слабостям. Учит без нотаций и нравоучений. Просто он легко перелетает из мира реального в сказочный, на своем самолете может достичь даже заповедного леса, где живут десять Красных шапочек, два Леших, восемь говорящих филинов, а ровно в полдень на дорогу выкатывается Колобок. Не обойтись там и без Бабы Яги, она, правда, нестрашная, потому что уже на пенсии. Где-то бродит там и кот, который мечтает сшить себе сапоги. Он черный, как Бегемот, но вовсе не воплощение зла. Наоборот, кот объясняет людям, что зло не возникает из ниоткуда, оно появляется там, где плюют вслед. И, конечно, в этом мире по морям и по ручейкам после дождя ходят корабли — большие пароходы и маленькие клиперы, фрегаты. Ведь даже у «маленьких кораблей — большая служба, они будят в детях мечты и учат мужеству». Их паруса раздувает ветер, а у каждого ветра — «своя высота, каждый летает на своем уровне».
Eсть в этой повести и пророческие слова. Один из героев говорит о мастере, который создал волшебный фрегат: «Он умер, а кораблик остался». Они о Владиславе Крапивине. Спасибо ему. Он учил нас «верить всему интересному».
***
фото: