Mein Haus! Mein Land!
«Как так может быть, чтоб у всех был хлеб, да еще и с маслом? — рассуждает маленький Фрицик. — Может, у них еще и у всех папы дома были?»
В субботу на сцене театра драмы Омский северный драматический театр показал спектакль «Папин след» по повести писателя Гуго Вормсбехера «Папин двор».
Театр прибыл к нам по приглашению национально-культурной автономии немцев Тюменской области.
Это трагическая история немецкой семьи, депортированной в сентябре 1941 года из Поволжья в Сибирь, рассказанная устами четырехлетнего Фрицика. За ней история целого народа, людей честных, трудолюбивых, преданных родине. «Разве мы в чем-то виноваты?» — спрашивает Фрицик у дедушки Семеновича, чей сарай теперь служит ему домом. Этот вопрос задает себе зритель в течение всего спектакля, когда дети радуются картофельным очисткам, а маленькая Марийка счастлива, что смогла забрать из дома хотя бы куклу, когда сын не узнает отца, исхудавшего в трудлагере, когда мать семейства в дырявых валенках бежит домой, отморозив ноги, как Фрицик укрывает одеялом папин след у порога…
— Тридцать тысяч российских немцев были незаконно депортированы в Тюменскую область, более 50 тысяч — в Омскую область, в их числе был и я, — сказал после спектакля председатель совета автономии немцев Тюменской области Артур Христель, и голос его заметно дрогнул. — Все, что здесь показано, пережил я тоже. Низкий поклон режиссеру, директору и актерам театра за смелость, ведь эта тема долго не поднималась, о ней было принято молчать.
Скажу и я, правнучка Фридриха Штрека, в шестнадцать лет разлученного с родиной и семьей: сколько времени бы ни прошло, эта рана болит.
***
фото: Дедушка Семенович сквозь бурю везет Марийку и Фрицика обратно домой из детского дома, в который их не взяли. Не хватило места.