X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Школа всегда имеет и имя, и отчество

Мысленно произнесите слово «школа», закройте глаза и представьте… Кого? Почти наверняка это будет фигура учителя. Человека, без которого вам школы не представить.

Как и многие дети, школу я не любила, причем даже сейчас как-то особо не ностальгирую по тому времени. Но есть один учитель, которого я вспоминаю тепло.

Лариса Анатольевна Бабинова, учитель математики в школе N 65, когда-то она даже получила звание «Учитель года», но для меня она с пятого класса была лучшим учителем в каждом году. Открывая окно, она шутила: «Это пытка светом!», когда ей перечили, смешно возмущалась: «Вы посмотрите, он нападает на учителя». Букву Z в уравнениях и графиках ласково называла «зюзя», а когда объясняла нам необходимость вычисления площади цилиндра, говорила: «Вот представьте, вы решили украсть бочку». Мы смеялись, но вместе с тем действительно начинали разбираться в предмете, она всю геометрию объясняла нам на реальных примерах. «Геометрия, может, тебе лично не пригодится, но когда- нибудь придет к тебе на дачу строитель делать фундамент. И сделает его в форме параллелограмма, а ты никогда не проверишь, потому что не учил геометрию и не знаешь, что диагонали в прямоугольнике равны, как ты проверишь их? А они тебе кривой дом построят, и будешь жить в этом кривом домике». Помню, как мы писали ей стихи, чтобы отменить контрольную, там было что-то вроде «Алгебра — наш любимый предмет, но на выполнение самостоятельной сил у нас нет…», а она смеялась и все равно устраивала контрольную. Иногда мы пытались отвлечь ее от урока, потому что знали, ее больная тема — кроты на даче. Но она всегда понимала, к чему мы клоним, и переводила разговор в тему урока: «Кроты, конечно, все изрыли у меня. Они прокопали тоннель длинной 10 метров и шириной два метра, давайте найдем площадь пространства, которое они раскопали». В одиннадцатом классе, если кому-то тяжело давалась тема, она говорила: «Ошибаться не страшно, нужно просто всегда иметь в запасе отступные пути, например, в ПТУ». Это здорово мотивировало.

Когда мы впервые увидели Ларису Анатольевну, придя на урок в пятом классе, она попросила нас нарисовать математику, как мы ее представляем. Как же мы удивились, когда на нашем последнем уроке в одиннадцатом классе она достала эти наши рисунки, и мы вместе их рассматривали, смеялись. И грустили от предстоящего расставания, потому что этот учитель стал настоящим другом для нас. Я искренне завидую детям, которые сейчас учатся у нее, ловите каждую ее фразу, ребята. Для меня школа — это Лариса Анатольевна.

***

Тамара Берюхова, преподаватель Тюменского индустриального университета:

— Школа для меня — Владимир Рудольфович Генинг, учитель математики Аромашевской средней школы. Он задавал мне самые сложные задачи, я их решала, а потом он поручал мне заниматься математикой с более слабыми учениками, которых в то время, когда я ходила в школу, оставляли на осень. Словом, я математику знала хорошо и, окончив школу, колебалась: куда подавать документы — на физмат в Тюменский пединститут или в Уральский политех? В то лето спортивная команда Аромашевской школы заняла третье место на областной олимпиаде. Я бегала, прыгала, плавала. И вот после соревнований мы идем с подружками по улице Семакова купаться на Туру. Со мной сумка, где все мои документы — вечером я собиралась уехать в Свердловск. Поступать. Иду мимо вывески «приемная комиссия», одна из подружек по команде говорит: а зачем тебе куда-то ехать? И мы зашли в институт, я сдала документы и стала учителем математики. Сначала в школе в Исетском районе, а потом 47 лет проработала в институте-университете…

Ольга Адамович, директор областной научной библиотеки:

— Школа? Для меня это галера, на которой я ворочаю тяжелое весло. Это была специализированная школа «с углубленным изучением английского языка», где я долбила этот английский. За этой долбежкой скрылись лица моих учителей. А язык остался. Отличное подспорье в общении — это я поняла во время Олимпиады-80 в Москве.

А из школьных картинок запомнила только как выглядел букварь в первом классе: синий-синий и большая белая буква «А» на обложке.

Анжела Борисова, руководитель отделения пропаганды региональной Госавтоинспекции:

— Думая о школе, я сразу же вспоминаю нашего классного руководителя, педагога по математике — Ульянова Владимира Степановича, в школе N 25 города Орска. Он нам по-настоящему всего себя посвящал. Мы и в походы ходили, и активностями всякими занимались, ни один класс не жил такой классной жизнью, как мы. Это все с его личной инициативы, я ему очень за все благодарна.

Игорь Варкин, раввин Тюменской синагоги:

— Урок математики в 9-м классе и голос нашей классной дамы Руфины Григорьевны — «Варкин, вперед, на танки!» Такая у нее была привычка вызывать к доске. Видимо, собственный предмет представлялся ей чем-то вроде Т-34. Это была школа N 10 во 2-м микрорайоне. Здание есть и сейчас, но считается вторым корпусом школы N 27. Помню, что мы много играли в футбол, так что урок являлся всего лишь промежутком между двумя таймами.

Eлена Eремина, директор департамента потребительского рынка:

— Мою первую учительницу звали Клавдия Андреевна Клочкова. Я помню ее уроки, на которых нам показывали картины русских художников и учили их описывать. Помню одну такую картину Левитана, на которой была изображена осень. И Клавдия Андреевна спрашивала: на что похожа изображенная на полотне река? А она была похожа на синюю ленту. Как она это делала, очень впечатляло и впечатляет до сих пор. Мне это пригодилось, когда я стала инженером-конструктором. Но картину с рекой — синей лентой я и сейчас могу себе представить…

Сергей Юсько, руководитель подразделения пресс-службы Главного управления МЧС по Тюменской области:

— Я учился в Хохловской средней школе Ялуторовского района. Хорошее детство у меня было, хорошая школа, хорошие учителя. Отдельно кого-то выделить не могу, я ко всем хорошо относился. У нас всегда были довольно теплые отношения, помню о них только хорошее. Я им очень благодарен за то, что они из меня, балбеса, сделали человека.

ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта