Но только чур я буду Демиургом
Можно ли выходные на даче приравнять к сеансу психологической разгрузки? Юлия Мурзина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ТюмГУ, считает, что может. И даже больше того.
— Природа, пение птиц, тишина и спокойствие улучшают не только ментальное состояние, но и физическое. Eсть даже такое направление — средовая психология, где как раз изучают то, что нас окружает, воздействует на человека и его психоэмоциональное состояние.
— Но мы недавно в нашей рубрике рассуждали, что дача — это в каком-то плане культ страдания: вынужден вырастить, вынужден съесть…
— Нужно понимать: у каждого в жизни своя игра, у кого-то анимэ, у кого-то — танчики, кто-то увлекается животными, так вот дача — это тоже такая игра. И когда родители притягивают ребенка к своей игре и заставляют его трудиться не покладая рук, то это рождает отвращение у детей. Я противница насильственных мер, но здесь есть и другой момент. Все детство я ездила в деревню и очень благодарна родителям, что они меня туда возили и что я там помогала. Потому что это великолепный психологический тренинг для ребенка и подростка, развивающий стрессоустойчивость, трудоспособность и выносливость. Тут нужно найти особый подход и детей приучать не силой, а каким- то интересом, вовлекать его в общую деятельность, причем делать это нужно до двенадцати лет, пока не начался пубертатный период. Можно использовать ролевые игры, дети в них хорошо вовлекаются. Иногда полезно придумать какие-то награды: мол, давайте все вместе посадим картошку, а потом закажем пиццу или сходим в кино. Можно устроить соревнование: кто первый посадит грядку, тот супергерой.
— То есть трудотерапия действительно существует?
— Да, она также помогает в несчастной любви, в проблемах межличностных отношений… Причем труд и результат труда должны радовать. Моему сыну шесть, он летом сам собрал помидоры, накопал картошку, мы с ним вместе приготовили салат, и он нас кормил своим обедом. Он был так горд, что он все сам сделал, что он всех накормил — это большая радость для ребенка. Это работает не только с детьми; мы с вами говорим о том, что дача дает видимый быстрый результат. Проблема работоспособности многих заключается в дроблении производства, человек не видит полный процесс и результат, поэтому работает хуже, а на даче ты все посадил, все полил — и вот плоды твоего личного производства.
— Почему тогда некоторые жалуются, что работать тяжело, что никто не ценит и прочее, почему так происходит?
— Eсли человек живет с ощущением, что жить — сложно и тяжело, то он проецируют это ощущение на все, что его окружает. А если для тебя жизнь — удовольствие, то и дача тоже будет удовольствием, способом что-то новое узнать, попробовать, экспериментировать.
— А зачем тогда люди вообще заводят дачу, ведь, очевидно, что дело не только в выращивании огурцов, помидоров и прочего.
— Здесь было бы правильным рассматривать разные возрастные группы, разный пол и разные потребности человека. Бывает, что дача становится элементом самонаказания, другим она дарит возможность самовыражения, и на своей даче ты придумываешь свои правила, создаешь свой мир. Eще одна из причин любви к даче — творчество, стремление что-то создать, ты можешь выращивать красную картошку, арбузы, ты творец. Разумеется, еще одной причиной можно считать отдых, то человек воспринимает это место, как отдаленный, тихий уголок, где он может по-настоящему расслабиться. А некоторые могут воспринимать дачу как способ скрыться от внешнего мира, побыть с собой. Конечно, есть и люди, которые действительно используют участок именно для пропитания, здесь подключается экономический параметр. Eсли вернуться к разговору о старшем поколении, то для них дача — это ребенок, они действительно любят это место, оно дает им возможность проявлять заботу.
— Вы говорите, что дача — это такая свободная площадка для творчества, но ведь она создает некоторые рамки и задает определенный ритм человеческой жизни, не стесняет ли это творца?
— Наоборот, наша жизнь в целом подчинена ритмам, это смена времен года, это дни недели и прочее, когда жизнь ничем не наполнена, когда у человека нет никаких увлечений, в нем царит пустота, а от пустоты рождаются пороки. Жизнь без обязательств — это жизнь свободная, но никчемная. Eсли жизнь не структурирована, она менее осмысленна, а чем меньше смысла, тем меньше удовольствия, потому что когда есть смысл, то есть ради чего жить. Вот почему для людей старшего возраста дача не только предмет личного интереса, это еще и отдушина, ведь когда у человека уже нет работы или ее мало, когда нет большой загруженности с внуками и детьми, то огород — это то, что позволяет чувствовать себя нужным. Дача дает возможность наполнить, организовать свой день, это также создает ощущение наполненности, полноты жизни. Поэтому такие циклы или рамки очень важны.
— А свойственна ли дачникам осенняя депрессия, у них ведь заканчивается сезон активной деятельности и наступает затишье, как они это переносят?
— Не думаю, что это так работает, в любой деятельности нужен отдых, после окончания сезона дачник немного отдыхает, а потом его голова уже занята новым сезоном, он начинает мечтать и планировать, а кто-то и зимой ездит на дачу, так что как таковой депрессии, связанной с этим, нет. Она может быть лишь в случае, если человеку нечем себя занять совсем, но здесь уже другая проблема.
— Получается, что дача оказывает позитивное воздействие на состояние человека, то есть в каком-то смысле она является психологом?
— Безусловно, она дает возможность человеку переключиться. Дача в каком-то смысле может и выслушать, она не осудит, обрадует. Это все позитивно сказывается на общем эмоциональном фоне. Она даже может помочь пережить трагедию или какую-то неудачу. А еще стать лакмусовой бумажкой для проверки отношений, знаете, говорят, мол, если хочешь узнать, подходите ли вы друг другу — сделайте вместе ремонт, это правда работает. Eсли вы не готовы уступать, прощать, находить компромиссы, в процессе ремонта вы наверняка разругаетесь. Так вот дача — это еще более серьезная проверка.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Юлия Мурзина.