Из звезд сложилось слово «театр»
В молодежном театре «НАШ» нет четвертой стены, просит обратить внимание Максим Яковец, актер и будущий режиссер.
Отказ от воображаемой стены между сценой и зрительным залом — прием, конечно, не новый. Однако не у всех трупп одинаково хорошо получается его использовать. А театру «НАШ» даже не пришлось эту стену ломать, он ее изначально просто не выстраивал — в этом его фишка. С его сцены часто можно услышать прямые обращения к залу. Здесь зритель — участник сценического действа, его могут попросить и кашу попробовать, и руки помыть.
— У нас зритель на спектакле не подглядывает в замочную скважину, мы стараемся быть к нему ближе. Сцена и зрительный зал — это не две отдельные локации, это все — место действия, — объясняет Яковец.
Сама я узнала о театре весной, попав на спектакль по рассказам Виктора Драгунского «Ребята с нашего двора». Актеры (взрослые уже люди) играли детей, ловко переплетая сюжеты Драгунского с собственными воспоминаниями о детстве. Помню, что спектакль выглядел очень профессиональным, чего от маленького театра обычно не ожидаешь. Актеры, впрочем, все лавры отдают режиссеру Марине Галяветдиновой, профессору кафедры режиссуры ТГИК.
— Можно сказать, все держится на ней. Это она своими руками создала здесь все. Причем «НАШ» — это не только молодежный театр, это еще и школа актерского мастерства для детей, где я работаю преподавателем, — рассказывает Максим.
Профессионалом здесь является не только режиссер, все взрослые участники театра — это люди с соответствующим образованием: выпускники и студенты ТГИКа, а также работники некоммерческой организации «Творческий союз молодежи». По словам Максима, в театре не так уж много тех, кто приходит туда сознательно, это решение зачастую внезапное, иногда даже мистическое.
— Я сам по первому образованию программист, отучился в колледже и сразу ушел в армию. Там и осознал, что техническая работа — это не мое, что меня всегда тянуло к творчеству, с пятого класса я играл на гитаре, читал стихи. Вот в армии произошел забавный случай: ко мне подошел один парень и говорит, мол, Максим, может, это покажется тебе странным, но я иногда предсказываю людям, какой жизненный путь им стоит избрать. Тебе, говорит, нужно в театральное, в творческую среду. Меня это предсказание приятно удивило. Вернувшись из армии, рассказал о своих театральных намерениях родителям, но их идея особо не впечатлила. Тогда тетя отправила меня к своему знакомому астрологу. Да, я понимаю, что это звучит забавно. Но я почему-то знал, что и там всплывет театр, и чтобы доказать семье, что это моя судьба, пошел. И не прогадал, мне не просто сказали про театральное, астролог знала, что мой нынешний мастер набирает курс, мне дали телефон, я позвонил, — вспоминает Максим.
Теперь он часть большой семьи театра «НАШ» и счастлив. Огорчает его лишь то, что о театре мало кто знает.
— Недавно нам удалось осуществить инклюзивный проект, в который мы набирали детей с синдромом Дауна и детей, у которых есть проблемы с речью. Мы длительное время занимались с ними, а потом поставили вместе полноценный спектакль. Большим счастьем для нас было то, что зрители даже не поняли, что у этих детей есть какие-то особенности. Сейчас актеры репетируют новый спектакль, который даже описанием интригует.
— Он называется «Декабристы», поставлен полностью на основе писем. Он о силе и верности. Погружаясь в эту историю, я поражаюсь отваге этих людей и невероятной силе настоящей любви.
К сожалению, дату премьеры назвать нельзя, неизвестно, как обернется санитарно-эпидемиологическая ситуация в городе.
— Мы хотим заиметь свой постоянный репертуар. Хотим, чтобы о нас узнали, потому что мы верим в наш театр. Не побоюсь назвать его профессиональным, ведь люди здесь серьезно подходят к постановкам, мы любим то, что делаем, и надеемся, что зрители это чувствуют, — заключает Максим.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Максим Яковец в спектакле «Ребята с нашего двора».