X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Караваны машин топчут шинами тело твое»

Так красиво написал о сцеплении шин с дорогой Юрий Визбор.

У его третьей жены Татьяны Лаврушиной были модные по тем временам «жигули», и Визбор не только водил их, но и ремонтировал, сам переобувал машину на зиму.

История умалчивает, кто и когда догадался впервые оснастить шины автомобилей шипами, хотя известно, что появились они в конце XIX века. Первые шипы были самоделками, изготовленными из подручных материалов, чаще всего гвоздей. А в 50-х годах прошлого века скандинавы придумали зимние покрышки с клепками, заостренными на конце. Этот тип шипов получил название «гвоздь», поскольку был очень на него похож. Позже появилась улучшенная модификация, у которой вместо шляпки применялся поперечный фланец. Такая конструкция препятствовала проникновению воды, что снижало коррозию металла. Однако шипы по-прежнему держались некрепко, часто выпадали. Тогда умельцы придумали шипы вида «елочка», состоящие уже из трех и более компонентов — крепления и заточенных фланцев. Современные технологии пошли еще дальше, инженеры разработали систему, по которой шипы в протекторе крепятся на воздушной подушке. Шипованная резина с ними должна стать тихой и комфортной. Но многие автомобилисты в эффективности этой технологии сомневаются, ведь шип должен быть шипом, его предназначение впиваться в тело дороги. Eсли он не будет прокалывать лед, то какой в нем смысл?

Двадцать лет назад шипы делали стальными, сейчас такие шипы можно увидеть только на грузовиках и автобусах. Для шин легковых автомобилей используют более легкие алюминиевые материалы, в которые запрессовывают сердцевину из карбида вольфрама. Важна и форма шипов, она может быть круглой, четырехгранной, овальной, ромбовидной, семигранной, трехлучевой, крестообразной и даже бриллиантовой.

Сколько шипов должно быть на одной шине? По принятому международному регламенту — до 50 штук на погонный метр протектора, в России максимум 60. Но больше — не всегда лучше, поскольку шипы — лишь один, хотя и довольно важный, элемент конструкции шины. Кроме того, чем больше шипов, тем хуже для дорожного покрытия, оно быстрее изнашивается.

Что касается износа шины, то он определяется в процентах. Eсли износ больше 60 процентов, то такие покрышки можно возить только как запаску, эксплуатировать их постоянно нельзя. Хотя можно восстановить с помощью дошиповки. Тут уж не до красоты. Полезней учитывать, что устанавливать шипы на новые места, просверливая углубления, — малоэффективно, лучше использовать так называемые ремонтные шипы, имеющие разный размер с учетом износа резины. На родном месте шипы работают лучше.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта