Славная была охота
«Несколько дней назад здесь добыли великолепный трофей». Такая фраза для любого охотника, как красная тряпка для быка: лучший раздражитель. На этот крючок попался и Сергей Васенин, охотник с 30-летним стажем. В гонной охоте на лося ему пришлось участвовать впервые в жизни. Вот его рассказ.
Консервная банка — приманка для лося
20 сентября прибываю на базу, откуда после кратких сборов в сопровождении двух егерей выдвигаюсь в угодья.
Погода — супер! Тепло, ясно, сухо, ветра нет. План такой: едем на «уазе» до перспективной локации, спешиваемся, приманиваем зверя. Eсли пусто, то уезжаем на другое место.
Наша первая остановка. Перед нами небольшое препятствие — речушка. Eгерь удивлен. На этом месте должен был быть ручей, который мы смогли бы легко перешагнуть, а тут водоем шириной в несколько метров. Обходим его по берегу и обнаруживаем плотину. Из-за нее ручей перестал быть ручьем. А вот бобров мы так и не увидели.
Проходим еще пару километров. Перед нами заболоченный участок леса. Даже новичку понятно, что это перспективное место для лосиной охоты. Много свежих следов зверя, обгрызенные ветки деревьев, ободранная кора. Ну что, манок, настает твое время. Наш манок — консервная банка со шнурком на дне, заполненная мхом. Но лось не приходит на наш зов. В общем, прошагали мы в тот день 15 километров, а поиски зверя завершились ничем.
Eгерь-искуситель
В пять утра подъем, второй день охоты. Продолжаем активно приманивать зверя, но безрезультатно. Уже почти светло. Бредем по дороге, вдруг замечаем движение прямо по курсу. Метрах в 50-ти от нас идет по ветру весьма достойный, на первый взгляд, самец, но не лося, а косули. Спокойно себе пасется, нас не видит и не чует.
— Дай карабин, посмотрю в оптику на рожки, — говорит мне егерь. — Отличный трофей. Надо брать.
А я не хочу стрелять, у меня еще теплится надежда, что нам попадется лось. Но внутренний голос твердит, что до конца охоты осталось не больше часа, лучше с косулей, чем пустым.
Гляжу в прицел. Действительно, красивый козлик. А егерь продолжает шептать: другого шанса не будет, стреляй. Взвешиваю все за и против. Пока размышляю, кладу ружье на ложе монопода (одна из разновидностей штатива — К.Л.). Тем временем зверь заходит в кусты, на мгновение показывается на открытой местности. Выстрел — лег на месте. Подходим. Красавец. Как потом оказалось, 30 килограммов веса. Правда, лося добыть так и не удалось.
Ложная тревога
Из-за занятости на работе вторая попытка была предпринята только через две недели. В этот раз идем другим маршрутом. Следов присутствия зверя — завались. Но снова мимо.
Наутро снова выдвигаемся в поля. 5 утра, плюс 4, ветер — 0. Eгерь снова начинает приманивать зверя, и тот отзывается. Мы слышим треск веток, вскоре этот звук становится тише. Зверь удаляется. Но не беда, все только начинается.
Спустя час и три-четыре километра выходим к очередному болоту. Пересекаем один из его рукавов через непролазный чапыжник и кочкарник. На этом месте много следов свежих лосиных лежек. Лось тут же отзывается, приближается. Я готов. Но что такое? Он перестает откликаться, треск веток затихает. Опять не судьба. Видимо, нас подводит ветер. Больше ничего интересного в этот день не происходит. Разве что потрясают безумно красивые краски осени да привлекают внимание беспечно пасущиеся косули.
Снова долго тянутся две недели. Наступает час икс. Правда, гонной охоты больше не будет. Моя очередная попытка — с вышки на рапсовом поле.
На дворе октябрь. Дует пронзительный ветер. Но на вышке, конечно, комфортнее, чем на улице.
До сумерек два часа. То поодиночке, то группами на поле выходят косули. Их более двадцати. И так продолжается целый час. Настоящий охотничий рай. Но мы ждем лося.
Становится все темнее. Сидеть нам на вышке до семи часов, время подходит к концу. Меняю обычный прицел на прицел ночного видения. В 18.30 наливаем чай из термоса. В 18.40 егерь включает теплогляделку (тепловизор для охоты — К.Л.) и осматривает территорию вокруг вышки. Поворачивается к форточке на задней стене и как закричит, насколько может закричать человек шепотом.
— Серега, бежит! Лось! Шильник (молодой лось, двух-трех лет — К.Л.). То, что надо! Стреляй!
Хватаю карабин, высовываю его в форточку, включаю прицел. Но и без него вижу, что на нас почти галопом бежит огромное черное пятно.
Eще мгновение, и смотрю на него уже через прицел. В этот момент лось резко тормозит и поворачивает вправо. Фиксирую зверя в прицел на уровне лопатки. Выстрел.
Eгерь шипит в ухо: уходит. Лось поворачивается к нам задом и пытается убежать. Я передергиваю затвор и стреляю вдогонку. Он падает на том же месте. Уф- ф-ф, все.
Спускаемся с вышки. Внимательно осматриваем трофей. На одном роге три отростка, на втором два. Один отросток отломан в честном бою. Это все-таки не шильник, а самец чуть постарше.
Успех мы отпраздновали в избушке, где остановились на ночлег. Жарили шашлык, наутро вернулись в город.
А трофейный лось будет ждать меня уже в следующем году.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Пасутся косули.