Личный шофер первого лица
Иван Пятков больше десяти лет был персональным водителем первого секретаря Тюменского обкома партии.
…В расчеты 120-мм минометов набирали самых крепких солдат. Потому что и ствол, и опорная плита, и сама мина (15,9 кг) требовали немалых физических сил. Наряду с минометами других моделей место полковых 120-мм калибра в наступательных боях было в боевых порядках пехоты. И при перемене позиции грозного тяжелого вооружения, которое называли еще «лучшим дворником вражеских окопов», мускульная сила расчета решала многое.
Словом, восемнадцатилетний тракторист из села Зырянка Тюменского района вместе с земляками 1925 года рождения (всего 299 человек) зачислен в одну из батарей минометного батальона 29 запасного стрелкового полка. А поздней осенью 1943 года заряжающий минометного расчета 1107-го стрелкового полка 328-й (еще не Краснознаменной, еще не Варшавской) дивизии принял участие в Житомирско-Бердичевской наступательной операции на правобережье Днепра. Здесь 1 Украинскому фронту противостояла группа армий фельдмаршала Манштейна. Она получила приказ — вернуть Киев, который наши войска освободили от немцев 6 ноября 1943 года, и не смогла этого сделать.
Затем 328-я сд участвовала в освобождении Люблина, Бреста, Варшавы. Била врага в Восточной Померании и 16 апреля 1945 года успела к Берлину. 27 апреля дивизия заняла пригород немецкой столицы Потсдам. К этому времени на гимнастерке сержанта Пяткова уже были две медали «За отвагу».
Через десятки лет стали доступны наградные документы Отечественной войны, и мы прочитали: «…в наступательных боях 16 января 1945 года, проявляя пример личной храбрости и отваги, дал возможность своему миномету нанести большие потери противнику. Огнем миномета, где заряжающим тов. Пятков, в эти дни уничтожено 3 станковых пулемета с прислугой и до 20 немецких солдат и офицеров… » (Поясним, что значит «в эти дни»: это сражение за Варшаву, которая освобождена 17 января).
Кончилась война. Старшие возрасты были демобилизованы, а молодые солдаты еще дослуживали. В 1950 году Иван Пятков вернулся в свою Зырянку. В трактористы и шоферы.
А теперь пора сказать о первом лице. Выстроить через почти сорок лет отношения двух этих человек непросто. Знать бы — во время большого интервью с Богомяковым (через год после его вынужденной отставки) обязательно бы расспросил его.
Геннадий Павлович в том интервью с большой теплотой говорил о пользе физического труда в жизни человека. «…У нас элита как- то себя воспитала сама, что заниматься черной физической работой — грехопадение… Я просто любил и люблю трудиться физически: строгать, колоть, рубить, красить, копать, растить… «
В этих словах не было рисовки, не было ничего декларативного, ничего от партийных догм. Вспоминаю и телефонный разговор первого секретаря с начальником Тюменьстройпути Коротчаевым, случайным свидетелем которого я стал.
В ходе интервью раздался телефонный звонок по прямой линии, Коротчаев обратился к собеседнику по имени-отчеству, а я сидел и слушал. Речь шла о заселении обкомовского дома, который сдавали транспортные строители. Богомяков предложил отдать несколько квартир рабочим Тюменьстройпути. Почему-то ему было важно, чтобы по соседству с партийными чиновниками жил и простой, как говорится, люд… Отсюда можно себе представить, какие отношения складывались у шофера машины с госномером «00 — 01» и первого секретаря. Во всяком случае, на охоту они тоже ездили вместе, и, по утверждению некоторых свидетелей, шофер стрелял по уткам лучше партийного секретаря.
Охотничал Иван Пятков с юности. И при случае любил рассказывать о своих охотничьих приключениях.
— Я был еще маленький, года два или три, но кое-что из поездок с Иваном Александровичем запомнил, — говорит сейчас Владимир Геннадьевич Богомяков. — Запомнил его рассказ, как он ездил жениться в Исетский район. Была пора охоты на зайцев. Взял ружье и пошел в лес. Ну, понятно, настрелял целую кучу и гордо шагает по деревне — охотник! А не подумал, что у староверов свое отношение к охоте. И ко всему живому. В общем, его новой родне соседи долго выговаривали за это «смертоубийство».
— Дед Иван был отличным стрелком, — продолжает тему Иван Пятков-младший, внук Ивана Александровича. — Меня брал на охоту с пяти лет. Ружье доверил в восемь. Ну, в результате я дострелялся до мастера спорта по стендовой стрельбе и чемпиона Eвропы 2006 года. Привозил на стенд и деда. У него получалось. Но говорит: «Что за стрельба по тарелочкам? Утка — не тарелка, она в любую минуту может свернуть в сторону. Она же охотника тоже видит…» Иван Александрович возил Геннадия Павловича до 1983 года. Болезнь сердца отправила его на пенсию в 58 лет. Скончался он в 2005-м.
ФОТО ИЗ СEМEЙНОГО АРХИВА ПЯТКОВЫХ
***
фото: Утиная охота, в центре председатель облисполкома Никитин и первый секретарь Богомяков, Иван Пятков — на правом фланге, лицом к фотографу;Старшина Иван Пятков.