Девятнадцатая бригада
12 декабря на фасаде дома N 74 по улице Рижской будет установлена мемориальная доска в память о 19-й отдельной железнодорожной орденов Кутузова II степени и Трудового Красного Знамени бригаде.
Мост
Здесь с 1965 по 1975 годы размещался штаб этого соединения. В полной мере к нему относятся слова из поэмы Алексея Недогонова «Флаг над сельсоветом», приписываемые почему-то другому, более известному поэту Александру Твардовскому: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».
Боевого ордена 12-я ОЖДБр удостоена в декабре 1943 года за восстановление мостового перехода через Днепр у Киева. Здесь было два железнодорожных моста — Подольский и Дарницкий. «Мы были уверены, — рассказывал начальник Управления военно-восстановительных работ 1-го Украинского фронта генерал Кабанов, — что враг их разрушит, а поэтому заранее всесторонне готовились к их восстановлению: составляли проекты, заготавливали конструкции, готовили технику и людей. Материалы для опор и их элементы заготавливали в заповедном лесу в 20-25 километрах от реки. На дорогах войны наши солдаты подобрали свыше трех тысяч трофейных бочек — для понтонов под копры и для транспортировки материалов по воде. Предположения подтвердились: наши разведчики доложили, что оба моста полностью разрушены. Проектировщики предложили вести восстановление Дарницкого моста в два этапа — стачала строить на обходе низководный мост, а затем — высоководный. На постройку низководного моста длиной 1059,5 м и высотой 5,5 м командование фронтом дало всего 20 суток.
Работы начали на следующий день после освобождения Киева — 7 ноября 1943 года. Командующий 1-м Украинским фронтом генерал армии Ватутин сказал, подходя к карте, Кабанову: «Видите, какое тяжелое положение создалось на нашем фронте. Гитлер бросил на Киев восемь танковых и моторизованных и семь пехотных дивизий. Нам нужны резервы. Ваш мост необходим как воздух. Нельзя ли ускорить его строительство хотя бы на один-два дня?»
«Я доложил, — вспоминал Кабанов, — о ходе работ, совмещении основных монтажных операций и укладке пути. В заключение сказал, что мы считаем возможным сдать мост на 5-6 дней раньше срока. Командующий переспросил:
— Вы не ошибаетесь?
— Нет, мост будет готов досрочно!
Воины-железнодорожники сдержали слово. Низководный мост перемахнул через Днепр за 13 суток. Это было невиданно — средний темп его сооружения — 81,5 м в сутки! Наивысшие темпы американцев во Второй мировой войне достигнуты при восстановлении в апреле 1945 года железнодорожного моста через Рейн у г. Мозель длиной 525,6 м: за 10 суток с темпом 52,6 м в сутки.
Передислокация
Через 22 года после этих событий в соответствии с распоряжением Совета министров СССР N 2349 от 8 декабря 1965 года «О строительстве железнодорожной линии Тюмень — Тобольск — район Сургута» 19-я ОЖДБр одновременно с управлением «Абаканстройпуть» передислоцированы из Хакасии в Тюменскую область.
Воинами-железнодорожниками командовал полковник Иван Матвейков. Участник обороны Сталинграда, командир плотнично-мостового взвода 111-го восстановительного железнодорожного батальона был награжден в июне 1943 года медалью «За боевые заслуги». «За организацию и личное участие в установке при бомбежке металлической опоры на мосту 1024 км Северо-Донецкой железной дороги …» — такова формулировка наградного листа.
Войну капитан Матвейков закончил в техразведке желдорвойск 4-го Украинского фронта. Уже в мирное время отличился при обнаружении и разминировании фугасов, закладываемых в полотно железных дорог украинскими националистами-бандеровцами.
Содружество «Абаканстройпути» и 19-й ОЖДБр стало первым опытом совместного использования в транспортном строительстве подрядных гражданских организаций и специализированных воинских частей. До этого все железные дороги строили заключенные Главного управления лагерей железнодорожного строительства НКВД — МВД СССР (довоенный БАМ, Северо-Печорская железная дорога и на Крайнем Севере Тюменской области 501-я и 503-я стройки).
Железнодорожные войска занимались во время Великой Отечественной войны восстановлением разрушенных немецко-фашистскими оккупантами транспортных коммуникаций на фронте и в прифронтовой полосе. Железные дороги, морские и речные порты, аэродромы… Неслучайно на эмблеме желдорвойск — скрещенные путевой молоток, разводной ключ, крылья и якорь. Так родилась солдатская поговорка: «Стучу, верчу, взлететь хочу, да якорь не пускает».
Экономическую эффективность использования рабочей силы по призыву объясняла еще одна рожденная в желдорвойсках поговорка: «Два солдата желдорбата заменяют экскаватор». Действительно, Министерство обороны СССР тратилось лишь на стрелковое вооружение железнодорожных частей и соединений. Командный состав готовило Ленинградское высшее командное училище железнодорожных войск и военных сообщений. А материально-техническое обеспечение и все виды довольствия — денежное. Вещевое, продовольственное проводились через Минтрансстрой СССР. Офицеры и солдаты желдорвойск обеспечивались деньгами по нормам, установленным для строевых частей Советской армии (для рядового в 70-е годы XX века — 3 руб. 80 коп.). Особой квалификации при земляных и путевых работах не требовалось. Основное орудие труда — БСЛ («большая совковая лопата»): «Бери больше, кидай дальше, пока летит — отдыхай».
«Кто строил эту дорогу.»
На этот вопрос любознательного мальчика Вани из стихотворения Николая Некрасова «Железная дорога», заданный в отношении железной магистрали Тюмень — Тобольск — Сургут — Новый Уренгой, ветераны транспортного строительства отвечали бы: «Тюменьстройпуть». А как же 19-я ОЖДБр, средняя численность которой составляла в то время от 3 до 5 тысяч человек (в зависимости от переменного рядового состава и маневрирования батальонами)? Путевые, мостовые, механизированные подразделения бригады с марша вступили в рубку просек, отсыпку и балластировку пути и возведение мостовых переходов через ручьи и протоки.
В апреле 1969 года на станцию Тобольск по трассе, проложенной совместным трудом строителей «Тюменьстройпути» и воинов- железнодорожников, прибыл первый рабочий поезд. В постоянную эксплуатацию этот участок железнодорожной линии протяженностью 222 км был введен в 1972 году. Eще через три года железнодорожный состав проследовал по двухкилометровому мосту через Обь до станции Сургут.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 сентября 1975 года «за успехи. по строительству железнодорожной линии Тюмень — Тобольск — Сургут. Тобольского и Сургутского речных портов.» управление «Тюменьстройпуть» Министерства транспортного строительства СССР и 19-я отдельная железнодорожная бригада Министерства обороны СССР награждены орденами Трудового Красного Знамени. В ответ строители продолжили магистраль от Сургута к новым нефтяным и газовым месторождениям Югры и Ямала.
В те времена я проходил военную службу по призыву в 81-м отдельном путевом железнодорожном ордена Красной Звезды батальоне 19-й ОЖДБр. В единственном орденоносном подразделении батальонного звена в желдорвойсках, да, пожалуй, и в Красной армии (воинские части награждались, как правило, с полкового уровня и выше). Желдорбатом командовал капитан Николай Кошман, будущий генерал-полковник, заместитель командующего ЖДВ, премьер- министр Чеченской Республики в 2000-2001 годах.
В мостовом батальоне 19-й ОЖДБр служил также по призыву младший сержант Степан Киричук, будущий мэр Тюмени, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранный в настоящее время депутатом Тюменской городской Думы. Тогда об участии железнодорожных войск в транспортном строительстве крайне скупо сообщалось в средствах массовой информации — больше о комсомольско-молодежных коллективах и студенческих строительных отрядах. Хотя еще в начале 60-х годов XX века железную дорогу Ивдель — Обь к лесным ресурсам нашего края протянули воины 5-й отдельной железнодорожной Познанской Краснознаменной бригады. Даже в годы строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (с марта 1974 года) в газетах редко упоминалось об участии в этом процессе желдорвойск. И сегодня много ли мы знаем о том, как в боевом режиме в короткое время железнодорожные батальоны провели рельсовый обход недружественной Украины?
В Тюмени на здании бывшего управления «Тюменьстройпуть» (ул. Герцена, 72) есть мемориальная доска. Таким же памятным знаком ветераны железнодорожных войск и представители общественности отметили место дислокации 19-й ОЖДБр — «из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».
А на территории военного городка моего родного 81-го желдорбата, расформированного в начале 90-х годов, находится «Региональный центр допризывной подготовки и патриотического воспитания «Аванпост», созданный в 1993 году офицером 19-й ОЖДБр Александром Перовым. Воспитанники «Аванпоста» мечтают служить в воздушно-десантных войсках, морской пехоте, президентском полку и в разных спецназах. Служба в этих воинских частях считается престижной. Но и без железнодорожных войск, как свидетельствует отечественная история, нашему государству не обойтись. Ни в военное время, ни в мирное.
ФОТО YRW.RU, RODINATYUMEN.RU
***
фото:
Herbert
В 1977 Н. Кошман (уже майор) был назначен командиром в/ч 83233 дислоцированном в п. Выйский Уватского района. Батальон проводил доводку ж/д путей на участке от ст. Юность Комсомольская до Куть-Яха для сдачи МПС. В 1977 в Красной Звезде была статья в которой описывался героический труд студентов по сдаче одного участка ж/д МПС, мы читали и смеялись так как на стройке не видели никаких студентов. Но для полной правды надо сказать, что студенты всё-таки были, они засевали травой откосы ж/д путей
Владимир Миронов
Немного ошиблись, не 81-м, а 83-м отдельным путевым железнодорожным батальоном (в/ч 28809) командовал капитан Кошман Н.П. 81-й опждб (в/ч 41146) дислоцировался в Омске Оба батальона были орденоносными.