Программатор уступил мячу
О спорт, ты мил!
«Было у отца три сына, двое умных, а третий — футболист».
Забавно, что эту прибаутку лет десять назад я услышал от кого-то из мира футбола. Но времена меняются. Теперь футболисты вполне себе разносторонние люди. Многие из них получают высшее образование. Как правило, в специализированных спортивных вузах.
А вот защитник ФК «Тюмень» Руслан Навлетов окончил МГУ (правда, не московский, а мордовский университет) с красным дипломом. По специальности инженер-радиотехник.
— Я сам из Саранска. В школе хорошо учился, — рассказывает футболист. — Одиннадцатый класс закончил на одни пятерки, золотую медаль не получил только потому, что в десятом было многовато четверок. Цели быть отличником я себе не ставил, просто учеба легко давалась. Да и родители говорили, что футбол футболом, но необходимо получить хорошее образование.
Навлетов пошел по стопам старшего брата, который учился на этом же факультете. Инженер — специальность престижная. Eсли в школе удавалось совмещать футбол и учебу, рассуждал Руслан, то почему не получится и в университете?
Правда, ни одного радиоприемника Руслан так и не собрал. Хотя, по его словам, это не особенно сложно, схемы сборки есть в интернете. Хорошо бы и руки росли из правильного места. А то ведь могут возникнуть сложности и со сборкой детского конструктора.
— На первых курсах мы учились именно на детских конструкторах, — с заметным удовольствием вспоминает Руслан. — Собирали простейшие схемы, например, лампочки-батарейки. Соединил — зажег лампочку. Поставил между ними резистор, изменил сопротивление — лампочка то ярче светит, то тускнеет. Применять знания на практике всегда интересно. Конечно, можно и начудить, такие случаи были. Делали как-то лабораторную работу, сожгли термостат. Сейчас уже точно не помню, что произошло. Видимо, что-то перекрутили, ручку вывели до предела. Зато помню, что преподаватель нас долго ругал за это. Пришлось на радиорынке искать новый термостат. Заплатили за него около двух тысяч рублей — такой тогда была повышенная стипендия. Хорошо, что не спалили что-то более дорогостоящее. Тогда я понял, что техника безопасности — это не просто формальная процедура.
Основной сферой интересов Навлетова были программаторы. Программатор — это аппаратно-программное устройство, предназначенное для записи или считывания информации в постоянное запоминающее устройство. Он запрограммирован выполнять определенные действия, например, подавать сигналы. На компьютере набирается программа, с помощью программатора она заносится на микропроцессор, а его можно использовать в различных схемах. Прибор, созданный Русланом для курсовой работы, должен был запрограммировать микропроцессор, который в дальнейшем по очереди включал лампочки гирлянды.
— Было здорово, что я сам смог собрать такую вещь и она даже неплохо работала, — вспоминает футболист. — Я свой программатор оставил на кафедре, надеюсь, принес пользу. Тогда готовый программатор такого типа стоил на рынке около двух тысяч рублей. Хотя в моем устройстве не было ничего особенного. Для его производства я взял готовую схему, нашел ее в журнале для радиолюбителей, то есть сам ничего не придумал.
Когда Руслан получил диплом, сомнений, кем быть — футболистом или радиотехником, — у него не возникло.
— И там, и там было интересно, но футбол перевесил, хотя и учебой, и спортом я начал заниматься с первого класса. В футболе увидел больше перспектив, прежде всего в финансовом плане, — резюмирует Навлетов. — После получения диплома мне нужно было отучиться в аспирантуре, познакомиться с нужными людьми, чтобы устроиться на хорошее место. А перспективы в спорте были намного более прозрачными, поэтому я стал профессиональным футболистом.
ФОТО ФК «ТЮМEНЬ»
***
фото: Руслан Навлетов.