Дом на перекрестке слов
Составление и разгадывание кроссвордов — не только забава для ума.
Некоторые считают это занятие вполне спортивным, создана даже всемирная федерация кроссвордного спорта, которая проводит международные чемпионаты. Исследования доказали, что с помощью кроссвордов можно похудеть: мозг, работая в усиленном режиме, сжигает до 90 калорий в час — это 20 минут ходьбы в среднем темпе.
Для Валерия Воронина, автора кроссвордов, которые публикует «Тюменский курьер», проблема гиподинамии неактуальна. Интеллектуальные разминки по составлению кроссвордов он устраивает себе ежедневно уже несколько десятков лет.
— В детстве я жил в Казахстане, — рассказывает Валерий Анатольевич. — Библиотека в поселке была только школьная, я быстро все перечитал. Уже тогда любил загадывать одноклассникам слова, связанные с героями литературных произведений. Однажды к нам на практику приехал стройотряд. Студенты Московского энергетического института привезли целую палатку книг и журналов, а когда уезжали, школьной библиотеке их оставили. Но ей они почему-то оказались не нужны, и мы с отцом уносили все это добро домой мешками. Хорошая там была литература. В те времена в Казахстане ее было не достать, даже за макулатуру. А в журналах было много кроссвордов.
После школы Воронина направили служить на базу атомных подводных лодок Северного флота.
— За Полярным кругом многие мучаются от бессонницы во время белых ночей, — вспоминает Валерий Анатольевич. — Мы спасались игрой в морской бой или разгадыванием кроссвордов. В части была и библиотека, там я тоже все перечитал. На второй год службы что ни возьму — везде на формуляре стоит моя фамилия.
После армии приехал в Тюмень, устроился на работу каменщиком. Днем работал на стройке (его бригада строила 12-этажные дома на пересечении улиц Мельникайте и Харьковской, возводила объекты в районе Суходолья). А вечером после работы читал. В 90-е и дальше с этим проблем уже не было — можно было купить практически любую книгу. В 55 лет вышел на пенсию — еще больше времени для чтения освободилось. В это же время купил компьютер, и первое, что попросил туда закачать, — программу по составлению кроссвордов.
Первые программы были примитивными или, как он их называет, уровня каменного века. К тому же они сохраняли только текущий кроссворд; когда составляешь следующий, предыдущий стирается из памяти. Поэтому все свои наработки он дублировал на бумаге. За несколько лет скопилось несколько сумок с кроссвордами.
— Спортсмены для дополнительных тренировок дома приобретают беговые дорожки, а у меня для тренировок — стопки опубликованных в газетах, журналах, брошюрах кроссвордов, — рассказывает Воронин. — Составил и свой словарь, в нем 11000 слов с толкованиями. Ведь мало подобрать нужное по количеству букв слово, надо написать его понятное объяснение.
Валерий Анатольевич к рекордам по составлению кроссвордов не стремится. Знает, что существует 24 вида кроссвордов: скандинавские, эстонские, венгерские, японские. Но предпочитает классические, которые писатель Владимир Набоков, первый в России составитель кроссвордов, в 1924 году назвал крестословицей. Читал, что самым плодовитым кросс-мейстером в мире считается англичанин, который придумывает по 42 кроссворда в неделю. Воронин больше чем на десяток за семь дней не замахивается. Не стремится и к гигантизму. Да, его коллега из Москвы, тоже пенсионер, сочинил 100-метровый энциклопедический кроссворд из 192 тысяч клеток. Воронин ограничивается стандартным размером 17 клеток на 17. Не впечатляют его и кроссворды, в которых надо отгадывать тысячи слов. Например, в книге рекордов Гиннесса зарегистрирован такой, он состоит из 12842 слов по горизонтали и 13128 по вертикали. Воронин считает, что такие махины никому не нужны.
— Он целыми днями работает, — с гордостью говорит жена Татьяна Николаевна. — Сидит и складывает слова, примеряет их одно к другому. Иногда младший внук Никита помогает. Меня их общее увлечение радует. Дом мы уже построили, теперь пусть строят кроссворды.
***
фото: Валерий Воронин.