Мы до сих пор играем в классики
Хулио Кортасар. Игра в классики. АСТ, 2014.
Роман Кортасара — это настоящая игра с читателем и его сознанием. Eдинственное, что мы можем сказать о романе точно, так это что он состоит из ста пятнадцати глав и трех частей, которые можно считать полноценными историями. Все остальное зависит от предпочтений и фантазии читателя.
Кортасар прямо предлагает нам два варианта прочтения — линейный и авторский (другие варианты можно вычитать из текста и создать свою версию). Линейный заканчивается 56 главой, вы это поймете по трем финальным звездочкам. Авторский предполагает скачки по клеточкам романа, отсылающие то к концу книги, то к середине, то еще куда-то, при этом начинать надо с 73-й главы. Вы можете бросить книгу в любое время, и для вас история будет иметь одно наполнение, но стоит осилить еще пару глав — и ваше восприятие изменится.
Кортасар раскрывает нам невероятные возможности простой детской игры. В каждой главе, в каждом скачке с одной главы на другую он доказывает присутствие игры в классики в нашей жизни. Своим романом он предоставляет нам выбор, но вместе с этим лишает его, подчиняя своей задумке.
Eсли мы идем по предложенной автором схеме прыжков, в этом случае предпоследней главой будет 58-я, а последней — 131-я, а после нее Кортасар направляет нас обратно в 58-ю. И все, мы в ловушке! Роман — это лабиринт без выхода.
«Вы скажете, что потому-то и выбирают, что любят, а я думаю, что наоборот. Беатриче не выбирают, Джульетту не выбирают. Не выбирают же ливень, который обрушивается на головы выходящих из концертного зала и вмиг промачивает их до нитки».
Человек никогда не знает, сколько дней у него впереди, что будет дальше, когда вместо движения вперед начнется кружение на месте. Герои романа все время играют, что наталкивает на мысль о том, что все люди в течение жизни подчинены игре. Игре, правил которой они не знают.
***
фото: