X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Большая рыбалка на смысл жизни

Начинаю этот текст с волнением. Ведь в этот раз придется закинуть удочку так высоко, что, возвращаясь, крючок обязательно стукнет мне по лбу. И, вероятнее всего, вернется без улова.

В свое оправдание могу сказать, что это вовсе не я, а творческие и талантливые люди задавались на той неделе вечным вопросом: в чем смысл жизни? И даже в некоторой степени находили на него ответы. Я же просто их повторю, а решить, вытащен ли крючок пустым или все-таки кое-что на него удалось поймать, придется уже вам.

Русская душа и чучело волка

«Четкий театр» находится в небольшом подвале дома Перевалова на Перекопской, 5. Это двухэтажное деревянное здание 1910 года. В воскресенье здесь актеры театра играли спектакль по пьесе Ирины Васьковской «Русская смерть». Я начала с описания здания не случайно, кажется, даже оно является декорацией. Ведь действие пьесы происходит в старом деревянном доме с мезонином.

И зрители здесь будто сидят прямо в центре действия. Представьте себя гостем, задремавшим в кресле. Вдруг хозяева начинают вести личный диалог, забыв о вас, а вы как-то сразу не дали о себе знать и теперь делать это уже неудобно. Так что притворяетесь, будто вас нет. За это ощущение полного погружения отвечают режиссерские находки Дениса Рекало. Вход в подвал, через который зашли зрители, играет роль входа в помещение, в котором живут главные герои. Окно — роль окна. Eда на столе настоящая. Вода, текущая с потолка, — тоже. Актеры лицом к лицу и предельно близко к залу. Четвертая стена пусть и есть, но настолько тонкая, что ее не замечаешь. Впрочем, артисты с этим справляются. Самоотдача тут максимальная. Они даже прямо в мокрой одежде выбегают из дома на улицу, в тюменскую зиму. Все ради искусства.

А вот и сюжет: две сестры, почти чеховские барышни (отсылок к Чехову тут будет много), оказываются наедине с современной русской глубинкой. Старшая сестра в свое время продала квартиру в городе, забрала свою часть денег и уехала в Венецию. В надежде, что там начнется сказочная жизнь… Но и Венеция ее не впечатлила. Она даже подбирает метафору: «живешь, как внутри коллектора». Так что обе сестры в итоге оказываются на даче, к жизни почти не пригодной. И перспектив у них — никаких.

Режиссер задается вопросами: а в чем причина вот такой русской смерти при жизни? Отчего герои спектакля так не любят жизнь, боятся ее, не умеют ею наслаждаться или не могут ее улучшить? Вопросы эти обсуждаются со зрителями уже после действия, такие беседы — это традиция театра. Кое-кто из пришедших видит причину в нищете и государстве, которое существование подобных глубинок допускает. Режиссер Рекало не спорит, но задает ответный вопрос: разве государство отняло у сестер квартиру?

Ситуации бывают разными, но, кажется, что в «Русской смерти» невыносимой жизнь делают сами герои. И моя любимая сцена, та, где режиссер, переодетый в деревенского хулигана, которых так боится главная героиня («кругом звери», — любит она повторять), стучится к ней в окно. Когда она боязливо открывает, хулиган насмешливо говорит: «Не бойся, я твой дом не подожгу, у меня и спичек нет». А затем дарит ей букет цветов и уходит, пообещав вернуться. Именно эта сцена проветривает духоту безысходности. Жизнь — не такая страшная, как кажется. Вот она, по-доброму стучится в окно. Просто если ее бояться, если не доверять окружающим и окно так и не открыть, то она мало чем отличается от смерти…

К слову, еще недавно умереть мог и сам «Четкий театр». Eго директор Вадим Кодзаев даже сомневался, нужна ли тюменцам современная острая драматургия. Или в нашем городе театр — это непременно колонны, богатый зал и проверенный материал? Вопрос приобрел остроту потому, что актеры и режиссеры театра ни разу еще не отработали себе в плюс. А в январе денег не набралось даже на аренду помещения.

Тем не менее, они за этот подвальчик держатся. Актеры «Ангажемента» (а именно они основали «Четкий театр») нашли его после того, как в подвале закрылся квеструм. Забрали помещение «с приданым» — чучелом волка и гробом. Волка приютили в «Ангажементе», а в подвале обустроили гнездышко. Здесь они позволяют себе полную творческую свободу. Именно здесь не нужно умалчивать, можно смотреть жизни прямо в глаза.

В итоге умереть театру не дали зрители, пожертвовали деньги на аренду. Значит, все-таки есть люди, которые не боятся жизни во всех ее проявлениях. И понимают, что настоящее талантливое творчество требует свободы, которая, безусловно, приведет и к ошибкам, и к гениальным находкам. Так что пока окошко в виде «Четкого театра» остается открытым. Приходите подышать.

Поджазуем?

Мультипликационный фильм «Душа» идет в тюменских кинотеатрах. И, кажется, нет зрителя, который не сказал бы о нем что-нибудь приятное. Это неожиданно серьезная работа «Диснея» о смерти, душе и смысле жизни. И этот мультфильм совершенно точно снят для взрослых. Взять хотя бы главного героя, он вовсе не ребенок и даже не подросток — это зрелый чернокожий мужчина, мечтающий играть джаз, но пока занимающийся преподаванием в школе. Остальные герои мультика тоже, как правило, не юны.

Итак, мужчина получает шанс воплотить давнюю мечту: ему предлагают заменить пианиста и сыграть в известном джаз-бэнде один вечерний концерт. Для этого нужно появиться в баре сегодняшним вечером. Но, обрадованный новостью, мужчина теряет внимательность на дороге и умирает, так и не сыграв. Душа его оказывается на пороге загробного мира. Он не может с этим смириться, поэтому нарушает очередь на ту сторону и случайно попадает в место, где обучаются еще не рожденные на земле души. В этом месте есть так называемые наставники — это, как правило, очень выдающиеся люди (философы, нобелевские лауреаты и так далее). Они должны помочь душам найти свою искру — только после этого те отправляются на землю. Нашего героя путают с таким наставником и дают ему одну из самых сложных душ, номер 22 — она не хочет жить, потому что не видит в земном существовании никакого смысла, одни только беды и проблемы. Ни мать Тереза, ни древнегреческие философы, ни тысячи других наставников не могут ее переубедить.

Я не буду раскрывать весь сюжет. Мультик действительно стоит посмотреть полностью. Но перескажу одну сцену. С героем поделятся притчей. «Наивная рыбка как-то подплыла к мудрой рыбе и спросила: где находится океан? Рыба ответила: «Он везде, мы живем в океане». Тогда наивная рыбка возмутилась: «Вокруг всего лишь вода, а я хочу — в океан!»

К слову, джаз как главная тема для мультфильма выбран не просто так. Eго тут очень часто сравнивают с самой жизнью. Герою по ходу действия приходится учиться «джазовать» не на сцене, а в быту. Импровизировать и включаться в общение с людьми, в банальные прогулки и поездки в метро. И, оказывается, жить — это тоже талант. И, может быть, самый важный из всех.

Мифу у нас понравилось

На этих выходных издательство «Миф» впервые привезло в Тюмень свою книжную ярмарку. Продавцы из Москвы поделились со мной тем, что в каждый новый город они едут со страхом. А вдруг здесь вообще книжные ярмарки никому не нужны? Тем не менее, издательство совершает такие рискованные путешествия, каждый год выбирая новые города России. В этот раз выбор оправдан: в «Контору пароходства», где расположились ярмарка, приходит множество читателей. Ведь купить книги со скидкой от 40 до 70 процентов кажется заманчивым.

Мне с большой скидкой досталась книга «Уроки импровизации» Патрисии Мэдсон. Подкупило меня, что сама автор написала предисловие специально для российского читателя. К тому же книга рассказывает, как научиться тому самому джазу в повседневной жизни. Писатель призывает понять, что жизнь — не то, что мы полностью возглавляем и контролируем, как правило, это то, что с нами происходит. И поэтому нужно научиться подстраиваться. В первую очередь, она призывает говорить «да». Мэд- сон приводит в пример ситуацию из своей жизни. Однажды она, будучи в Японии, попыталась купить открытки друзьям с видами этой страны. Но продавец поняла ее неправильно и принесла ей пустые карточки размером с открытку, а еще краски и кисти. Не желая расстраивать продавца и влюбившись в предложенные краски, Патрисия купила их. А после набрала в фонтане воды в пластиковый контейнер, взяла кисточку и села на лавочку в парке — рисовать открытки друзьям. Для нее это был очень яркий опыт. Таким образом она пытается проиллюстрировать, что иногда то, что идет не по плану на самом деле ведет к лучшему. В книге она дает еще несколько очевидных, но на практике непростых советов. Например, быть внимательным к миру и людям, а еще всегда смотреть фактам в лицо. Впрочем, читать о таких вещах бесполезно. Их нужно проживать.

…Таким образом, замахнувшись на вопрос о смысле жизни, ответ получился предельно простым — смысл в том, чтобы жить. Что скажете, крючок оказался пустым или все-таки эту нашу рыбалку можно назвать удачной?

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА И KINOPOISK.RU

***
фото: Сцены из мультфильма;Денис Рекало.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта