Незабываемое путешествие
Дома не сидится
Мы попросили рассказать горожан об опасностях, подстерегавших их во время путешествий.
Мария Белякова, экономист:
— Этим летом я путешествовала по Приэльбрусью. Билет на экскурсию покупала у мужичка, который стоит с рекламой перед грязелечебницей Железноводска. Там не может не ступить нога любого уважающего себя члена водного общества, приехавшего на отдых. Мужичок представляется сотрудником местной турфирмы, и это так и есть. Но, как потом выяснилось, экскурсию в горы на джипах он продает из-под полы: местные купили себе транспорт и возят туристов по пять-десять человек на свой страх и риск в горы на весь день. Заплатила 2,5 тысячи рублей и получила номер телефона самого опытного, как заверил продавец, водителя и гида. Он пообещал, что экскурсия будет незабываемой. И, правда, я никогда не забуду тот «джип» — потрепанный микроавтобус на больших колесах, который дребезжал и глох при каждой остановке. Один раз заглох на заправке под Кисловодском, и мы проторчали там полчаса, пока красный от напряжения водитель-гид пытался его реанимировать. Это ему чудом удалось, но у нас у всех закралось сомнение: можно ли доверять свои жизни этой «Антилопе Гну»? Тем не менее, никто из нас с маршрута не сошел — очень уж хотелось увидеть горы. Второй раз тачка заглохла прямо на посту ГАИ при проверке документов. Сдвинуть ее с места удалось лишь при помощи другого джипа, новее и мощнее. Глохли мы потом еще не раз и в горах. Водитель просил нас всех выйти, а сам пускал автобус под горку в надежде завестись на ходу. Мы всем гуртом догоняли его на своих двоих… Передвигались мы и по тропам высоко в горах, где вообще нет дорог. Чтобы разъехаться двум машинам, одна должна заехать на склон почти под 45 градусов. Страшно до жути, потому что сбоку бездонная пропасть. Конечно, ни о какой страховке речи нет. Полагаешься на опыт человека за рулем и свою счастливую звезду. В тот раз они нас не подвели. Путешествие вышло действительно незабываемым.
Марина Ильминских, журналист, путешественница:
— Туристы часто гибнут на Камчатке. Особенно так называемые дикари, которые рискуют исследовать этот удивительный, но опасный регион вообще без каких-либо гидов. Там и с гидами, бывает, гибнут. На кого-то нападают медведи, кто-то попадает под турбулентное движение воздуха в горах. Знакомые моей питерской подруги провалились в кислотное озеро.
А был случай на Авачинском вулкане. Туда шли камчадалы, и 13-летний парнишка из местных убежал вперед, взрослые за ним не поспевали. Было жарко, он разделся до майки, но на определенной высоте произошло завихрение ледяного воздуха. Когда родители поднялись, нашли его уже замерзшего.
Наша группа заблудилась на Камчатке вместе с проводником. Потому что резко сгустился туман, проводник растерялся и час не знал куда идти. С МЧС тоже на тот момент связи не было, это в 2007 году случилось.
Сейчас в соцсетях, на разных сайтах предлагают множество авторских маршрутов. Но одно дело прогулки по городу, другое — диггерские дела, по разным пещерам и заброшенным шахтам лазать. Тоже много случаев, когда люди пропадают вместе с экскурсоводом. Но я в таких экспедициях не участвовала.
Как показывает опыт, даже мощные туроператоры с трудом могут гарантировать безопасность. В Перу есть перевалы на высоте четыре километра над уровнем моря, так нам пришлось вызывать подкрепление с кислородными баллонами, потому что на всех туристов кислорода не хватало. Туроператор оказался надежным и с задачей справился. Так что если едете в места, где много гор, пещер и капризных рек, надо брать туры только у очень солидных компаний.
Алина Вершинина, 41 год:
— Мы с мужем, отдыхая в Доминиканской Республике, отправились на остров, где снимали рекламу «Баунти». Там эта прекрасная пальма есть, которая в рекламе и фигурирует. Все давай на нее залазить фотографироваться, она не так высоко от земли. Я тоже полезла позировать, но не прошло и трех минут, как я полетела вниз. Приземлилась прямо на копчик, хоть было и невысоко, но боль ощутимая. Ко мне тут же подскочили экскурсоводы — с бинтами и перекисью. Я даже удивилась, что они так подготовлены. Обработали мне мелкие царапины, предложили сделать рентген, но я отказалась, боль уже начала проходить. Отделалась только гематомой, которую потом скрыл загар. Организаторы экскурсии сказали, что туристы с этой пальмы падают нечасто, но они готовят аптечку на всякий случай.
Валерия Корепанова, 26 лет:
— Мы с подругой отправились в турпоход на Байкал. Наш куратор был довольно бодрый и всех подгонял. А мы залюбовались видами и сильно отстали. Смотрим, никого нет. Даже голосов не слышно. Решили поступить, как нас учили в детстве: сели и принялись ждать, когда за нами придут. Просидели часа два и поняли, что про нас просто забыли. Начали паниковать, мы ведь местности не знаем. А идти куда-то страшно, только заблудимся. Сколько бы мы ни кричали, нас никто не слышал. Поэтому мы просидели еще часа четыре, пока не услышали нашу группу, возвращающуюся обратно. Никто нашего отсутствия не заметил. Куратор принялся нас ругать, мол, это мы сами виноваты, что все так получилось. Потом извинялся, потом снова ругал. Напугал нас еще сильнее. После мы написали на него жалобу. Но насколько я знаю, он до сих пор там работает.
Eвгения Гольдберг, журналист:
— Однажды мы чуть не пропали в горах Пикос-де-Эуропа, это на севере Испании. Мы поднялись на фуникулере в горы, надеясь, что там красивый вид, но оказалось ничего особенного, кроме того, что с этого места расходятся в разные стороны пешеходные тропы. Мы выбрали самую короткую, вниз. Но не учли, что день катится к финишу, а в горах быстро темнеет. Мелкие камешки под ногами превратились в крупные камни, дорожка сузилась и вышла к краю ущелья, на дне которого, судя по звуку, текла речка. Фонарики в мобильных телефонах давали мало света и только мешали, а связи не было. Мы шли очень медленно, старались максимально аккуратно ставить ноги. Муж нес младшего ребенка на плечах, потому что тот устал. И было очень стыдно, что мы так глупо вляпались. Я боялась, что на станции фуникулера нас хватятся, что группа туристов с детьми ушла ночью в горы и не вернулась, поднимут по тревоге спасателей. Но нет: когда мы наконец вышли обратно к станции, то убедились, что местные работники спокойно закрыли контору и разошлись по домам. Никого не взволновала наша одинокая машинка на парковке.
Рафис Ахметьянов, травматолог, главный врач МЦ «Медар», доктор медицинских наук, академик РАEН:
— Не могу сказать, как часто ко мне обращаются люди, вернувшиеся из путешествий. Статистику не веду, потому что голова занята одним — как помочь человеку.
Однажды в центр приехала пациентка. Жаловалась на руку, мол, связки потянула в отпуске. Не знаю, как, но она не заметила, что рука сломана. Ходила, терпела боль. Загипсовали и отпустили домой.
Однажды мужчина пришел. Говорит, что в Сочи со сноуборда упал, нога болит. А там синяк здоровый. Ты как сюда дошел, голубчик, у тебя же перелом?! А он и в отпуске ходил. Пока ждал, что синяк спадет, кости сами срастаться начали. Хорошо, что без серьезных последствий обошлось.
Мой приятель отдыхал за границей, упал с пятого этажа в лестничный пролет. Eго забрали на «скорой» в больницу. Я узнал, полетел к нему. С местными врачами собирали его по кусочкам. Я испугался за него, но верил, что он сильный, выкарабкается. Слава богу, оправился.
Некоторые пациенты свято верят в то, что в отпуске с ними ничего не случится. Я бы так не думал, потому что опасности подстерегают нас на каждом шагу. А если чувствуете, что что-то болит, сразу обращайтесь к специалисту.
ФОТО АНАСТАСИИ БОГДАНОВОЙ
***
фото: