Еще раз о том, что внутри нас
Борис Акунин. Интеллектуальные анекдоты, собранные и прокомментированные Борисом Акуниным. Захаров, 2021. 6,78 усл. п. л.
На моей памяти это уже второй эксперимент за последний год от мастера российского детектива. В прошлом году Акунин выпустил сборник сказок народов мира. В начале этого — свежайшую антологию анекдотов. Да не простых, а с предысторией. И автор честно предупреждает, что некоторые он читал, ища пояснения в Гугле.
А начиналось все с задумки эссе, в котором он собирался исследовать феномен отечественного интеллектуального анекдота. Кинул клич в Фейсбуке, что нужны любые истории, требующие для понимания хотя бы маломальского культурного бекграунда. Ответов было около пяти тысяч. Отобрал самое интересное, получился сборник из двух частей и трех приложений.
От совсем простых: в кафетерии у филологического факультета буфетчица говорит напарнице:
— Давай на одном ценнике напишем «Свежесваренный кофе — 100 рублей», а на втором «Свежесваренное кофе — 50 рублей». Посмотрим, как они мучаются моральной дихотомией, предавая свои идеалы.
До сложных и специфических. Например, про то, как Эйнштейн, Ньютон и Паскаль играли в прятки. Водить выпало Эйнштейну, Паскаль исчез в кустах, а Ньютон стоит как ни в чем не бывало, только квадрат нарисовал вокруг себя. Эйнштейн досчитал, развернулся и, увидев Ньютона, радостно закричал, что нашел его. Ньютон же, хитро улыбнувшись, заметил, что он видит Ньютон на квадратный метр.
— Ты нашел Паскаля!
Позволю себе напомнить, что Паскаль — единица измерения давления. Он равен давлению, вызываемому силой, равной одному ньютону, равномерно распределенной по нормальной к ней поверхности площадью в квадратный метр.
Или совершенно очаровательные про философов. Урок рукоделия в классе. Учительница рассказывает девочкам, что они будут изучать выворачивание канта наизнанку. Одна из учениц переспрашивает, что же получается: моральный закон над головой и звездное небо внутри нас?
А еще политика, гендерное неравенство и даже национальный признак. Несмотря на сложные времена, когда так легко нарушить какое-то табу или оскорбить чьи-то чувства, к которым Акунин относится с пониманием, о чем постоянно говорит в сборнике, эти темы остаются все теми же неиссякаемыми источниками юмора. И для анекдота, который вышел из жизни такой, какова она есть, автор призывает сделать исключение. Считает, что жизнь штука вообще неполиткорректная.
***
фото: