Souvenir человека музыкального
Знаменитый монолог из фильма Андрея Тарковского «Сталкер», прозвучавший в амфитеатре музейного комплекса имени Словцова, перекликается с рассуждениями философов о сути музыки.
«Вот, скажем, музыка. Она с действительностью-то менее всего связана, а если и связана, то безыдейно, механически, пустым звуком, без ассоциаций. Тем не менее, музыка каким-то чудом проникает в самую душу! Что же резонирует в нас ответ на приведенный к гармонии шум? И превращает его для нас в источник высокого наслаждения, и объединяет, и потрясает! Для чего все это нужно? И, главное, кому? Вы ответите: никому. И ни для чего, так. Бескорыстно. Да нет, вряд ли, ведь все, в конечном счете, имеет свой смысл и причину».
Почему, казалось бы, совершенно беспредметное искусство вызывает в нас сильные эмоции? Поиску смысла, сути музыкального искусства посвящен в этом году музыкальный лекторий «Жизнь музыки». В первой лекции исследовался феномен музыки через путешествие. В исполнении преподавателей кафедры фортепиано и концертмейстерства Тюменского института культуры Ольги Аскаровой и Светланы Грауберг прозвучала музыка Петра Чайковского, Иоганнеса Брамса, Михаила Глинки. А лектор, преподаватель истории кино института культуры Наталья Соколова, посвятила слушателей в историю создания некоторых музыкальных шедевров.
Самым опытным путешественником из композиторов можно назвать Чайковского. Петр Ильич объехал практически весь мир. 5 мая 1891 года он выступал на открытии концертного зала в Нью-Йорке (позже названного Карнеги- холлом). Совсем иной вояж совершил Брамс — его настолько покорили славянские мотивы и русские романсы, что несколько из них он выпустил в своей обработке под общим названием «Souvenir de la Russie»: шесть фантазий для фортепиано в четыре руки. Положив в основу классическое звучание композиции «На заре ты ее не буди», он переработал один из любимых многими романсов в только ему свойственной манере. Он так увидел или, точнее будет сказать, услышал творчество своих русских коллег.
Сборник из трех пьес для фортепиано в четыре руки «Souvenir de Hapsal» издал Петр Чайковский после того, как побывал в эстонском курортном городе Хаапсалу, который в то время назывался Гапсала. Развалины средневекового замка и связанные с ним легенды, набережные и променады оставили свой след в творчестве композитора. Позже здесь побывал Николай Рерих с семьей. Город и его окрестности вдохновили художника на серию картин.
Eще интереснее история создания «Вальса-фантазии» Михаила Глинки. Известно, что композитор был влюблен в Анну Керн, по слухам, их познакомил сам Пушкин, который к тому времени уже написал свое знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье», посвященное Керн. Глинка написал музыку к романсу. Но влюбленность прошла, Михаил Иванович женился на другой. Спустя много лет он повстречал дочь Анны Керн Eкатерину. Девушка покорила композитора унаследованной от матери красотой, а также музыкальным талантом. В ее честь он и сочинил «Вальс- фантазию».