Ключ от квартиры, где заперт инвалид
Для Оксаны Ребещенко пять ступенек в подъезде — головоломка, которую в одиночку решить невозможно. Как и для любого другого человека в инвалидном кресле.
Врачи назначили Оксане реабилитацию. Но чтобы начать ее, надо выйти из дома.
— В 2018 году я еще могла без коляски преодолевать короткие расстояния. Но болезнь прогрессировала, и к концу прошлого года я уже оказалась совершенно прикованной к инвалидному креслу, — рассказывает девушка. — За последние четыре месяца я была на улице лишь два раза.
С просьбой соорудить пандус Оксана стала обращаться во все инстанции. А ее посылали в управляющую компанию. Дело не пошло дальше попыток собрать согласие соседей. Зимой управляющая компания довела до ума пандус на крыльце, а до того поступил ответ от городской администрации, в котором сообщалось, что вопрос будет рассмотрен на ближайшем заседании муниципальной комиссии. Дальше — тишина.
Впрочем, встреча с чиновниками все же состоялась прямо в квартире у Оксаны. Обсуждение проблемы организовали эксперты регионального отделения Общероссийского народного фронта. Пригласили и представителей общества инвалидов.
Вопросов друг к другу у сторон накопилось немало. Самый важный: что мешает создать в наших домах доступную среду для инвалидов?
В случае с Оксаной ставить пандус на лестнице бессмысленно, потому что по крутому лестничному маршу ей самой, без помощи, все равно не спуститься. Необходим электроподъемник.
Eще в квартире Оксаны нужно расширить дверные проемы в туалете и ванной.
20 ноября прошлого года обращение Оксаны рассмотрели на заседании муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, где проживают инвалиды. Комиссия относится к департаменту городского хозяйства, уточняет председатель Светлана Валитова. Решено обследовать общедомовое имущество и квартиры, но, конечно, только после снятия коронавирусных ограничений, поскольку сейчас личный прием и обследования приостановлены.
Этажом выше, прямо над квартирой Оксаны, живет семья с ребенком-инвалидом. Eлена Кошкина рассказала, что ее сын в месячном возрасте перенес инсульт, с малых лет Севастьян прикован к инвалидному креслу. И каждая прогулка предполагает несколько трудоемких действий.
— Сначала я выношу на улицу коляску. Она весит 19 килограммов. Потом сына. Пока мне это по силам: сейчас ему девять лет и он весит 25 килограммов, но дальше будет больше. Домой — в обратном порядке. Часто гулять не получается, потому что спина меня подводит, — жалуется Eлена Валерьевна.
Поскольку Кошкины обратились за помощью в муниципалитет раньше, чем Оксана, то специалисты уже обследовали дом и их квартиру.
— Eсть расчет стоимости капитального ремонта и реконструкции. Дано заключение, что подъезд и квартиру приспособить можно, — поясняет Светлана Валитова.
Создание доступной среды для инвалидов предусмотрено постановлением правительства РФ N 649, принятым в 2016 году. Несмотря на прошедшие пять лет, механизм его реализации на муниципальном уровне отсутствует.
— Механизм разрабатывается, — заверила Eлену Кошкину и общественников Валитова. — Думаю, что в текущем году нормативно-правовой акт появится. После направим заявку о включении средств в бюджет города, возможно, даже на 2022 год.
— По данным областного департамента социального развития, сегодня в Тюмени 2400 граждан ждут такой же помощи от властей, как Оксана Ребещенко и Севастьян Кошкин, — говорит Роман Чуйко, руководитель областного исполкома Общероссийского народного фронта. — Не имея возможности спуститься по лестничному пролету, они заперты в четырех стенах. Они могут работать, учиться, заниматься спортом, быть полезными и необходимыми, но механизм помощи им за пять лет так и не разработан. Мы готовим обращение в прокуратуру, чтобы в судебном порядке добиться справедливости и ответа на вопросы: как должен работать механизм и кто должен исполнять постановление правительства.
Олег Бодриченков, инженер областной организации Всероссийского общества инвалидов, заметил, что вопрос действительно решается медленно. Как правило, пандусы в подъездах обустраивают либо управляющие компании (за счет собственников), либо в этом помогают депутаты (за счет средств, выделяемых на работу по наказам избирателей). Это касается типовой застройки, в которой порой доступная среда и вовсе отсутствует.
— Новые дома, — заверил инженер, — строятся по-другому. Универсальный дизайн, вход с уровня земли, внутри нет лестниц, которые нужно преодолевать. Из лифта инвалид выезжает на свою лестничную площадку. Но таких домов в городе пока не большинство.
***
фото: При замере лестничной площадки даже неэкспертам становится понятно, что пандусом из-за стесненных условий в этом подъезде не обойтись ;Оксана Ребещенко рассказывает, как живется инвалиду в типовом доме.