Художник молота и наковальни
Малому бизнесу в прошлом году пришлось тяжело, но старейшая в городе кузнечная мастерская Сергея Пронина выстояла. И даже на нехватку заказов не жаловалась.
«У хороших мастеров всегда есть работа», — говорит Сергей Анатольевич. В трудных условиях помогают и репутация, и связи, и понимание рынка, и умение договариваться. Вам кажется, что кузнецу ни к чему дипломатия? Он же не в высших кругах вращается, и держит в руках не золотое перо, а железную заготовку и молот. Но руководитель мастерской считает, что любой бизнес, любое ремесло — это прежде всего умение находить общие интересы с разными людьми.
Себя Пронин называет художником по металлу. Накидать завитков, соединить их вместе, чтобы получилась некая деталь — невеликая хитрость. Другое дело подойти к заказу творчески, выполнить его грамотно не только технически, но и композиционно. Как ни странно, он считает, что в работе кузнеца главное — образование. Он учился в Абрамцевском художественно- промышленном колледже имени Васнецова. Много времени и сейчас уделяет самообразованию, благо в интернете множество материалов о старых мастерах кузнечного дела. Их работы он называет шедевральными.
— В Средневековье кузнечное мастерство считалось одним из самых почетных, в подмастерья брали не каждого, — рассказывает Сергей. — Перед тем как юношу допускали к наковальне, он несколько лет был, как сейчас бы сказали, разнорабочим в кузне, раздувал меха. Но и потом мастера не раскрывали до конца секреты. Постигнешь сам — молодец, будет из тебя толк, а нет, то и говорить не о чем. Ведь суть мастерства не в том, что все видят снаружи, а в том, что кроется внутри.
В музее кузнечного мастерства, экспонаты для которого Сергей собирает уже не один десяток лет, есть кованые замки старых французских мастеров. Их механизмы имеют украшения… внутри, там, где никто, кроме таких же мастеров, не смог бы это увидеть. Но разбирающийся оценит.
— Старые мастера понимали, что все в нашей жизни зависит от культуры, — говорит Сергей. — Хлебом накормить, конечно, важно. Экономика сейчас все побеждает. Но без пищи духовной все бессмысленно. Красота — это и есть наш хлеб. Без нее мы как на голодном пайке.
Почти за три десятка лет работы кузни через нее прошли, по словам Сергея, около сотни рабочих. Даже девчонки пробовали себя в кузнечном деле, но, конечно, задерживались лишь единицы. Большинство, почувствовав, что вроде бы чему-то научились, уходили из подмастерьев, некоторые пытались открыть свою мастерскую, хотя держать марку самостоятельно значительно тяжелее. Почти все закрылись. Отцу в кузне сейчас помогает сын Георгий. Первый свой завиток из металла он выковал, когда ему было десять, и тот подсвечник Сергей до сих пор бережно хранит. Они вместе не только выполняют заказы, но и пополняют коллекцию музея, под которую выделен двухэтажный флигель. Экспонаты ищут по всей стране, восстанавливают (Сергей является еще и реставратором по металлу). Eсть в музее вещи совершенно уникальные по времени изготовления (XVII-XVIII веков), по форме (от миниатюрных до огромных), по весу (в несколько тонн). Рассматривать их можно бесконечно. И поражаться не только качеству исполнения, но и стремлению мастеров сделать изящной, запоминающейся даже самую утилитарную вещь.
— В городе должна быть красота, к ней надо стремиться в каждой детали, и это совсем не отменят практичности, — уверен Сергей Пронин. — Вещь, выполненная искусно, на мой взгляд, даже более практична, чем сделанная лишь для того, чтобы оправдать выделенные деньги. В уважающем себя городе не должно быть ничего серого, безликого или уродливого.
***
фото: Сергей Пронин ;В музее.
Виталий
Молодец Сергей Анатольевич!Мастер своего дела! Я горжусь дружбой с тобой!