X

  • 20 Декабрь
  • 2024 года
  • № 141
  • 5640

Беспилотники без тормозов?

Во втором квартале года на дорогах некоторых регионов появятся автомобили без водителей.

Разве не водитель — самый главный, не он определяет безопасность передвижения? Разработчики новой техники утверждают: не он. Eсли соблюдать правила, то управлять автомобилем может и робот. Eго очевидный плюс уже в том, что он никогда не сядет за руль пьяным.

Беспилотные автомобили на улицах больших городов — не каприз инженеров. Существует федеральный план по развитию высокоавтоматизированного транспорта. С 2019 года согласно постановлению правительства N 1415 в тринадцати регионах проводятся испытания беспилотных автмобилей. Эксперимент может продлиться до середины следующего года. Минтрансом утвержден, хотя еще и не опубликован, и комплекс мероприятий по тестированию и поэтапному вводу в эксплуатацию на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) без присутствия инженера-испытателя в салоне. До конца года планируется разработать и федеральный закон, касающийся полномочий госорганов в области формирования политики в сфере высокоавтоматизированных и инновационных транспортных средств.

Появление нового транспорта, вероятно, повлечет корректировку ПДД, ОСАГО, правил прохождения техосмотра, порядка расследования ДТП, правил перевозки пассажиров и грузов. Потребуются поправки и в статьи Административного кодекса РФ, куда придется включать санкции за нарушение правил эксплуатации таких машин. Законодателям надо подумать и о судьбе водителей, потерявших работу. По статистике в транспортной отрасли трудится около восьми миллионов человек. Для многих, например, служба в такси, является хорошей возможностью заработать.

Беспилотные автомобили — уже реальность. Например, в Иннополисе, городе-спутнике Казани, третий год обкатывают беспилотники «Яндекса». Пока с инженером-испытателем на пассажирском сиденье, но рассматривается возможность постепенного исключения его из управления.

В мире растут продажи беспилотного грузового транспорта. В 2017 году, по данным аналитической компании «Tractica», продано 343 единицы таких автомобилей. Беспилотные технологии планирует использовать и немецкая почтовая компания «Deutsche Post DHL Group»: она сможет наладить доставку посылок на автомобилях с автономным управлением.

Но при очевидных плюсах этих технологий у них есть и столь же очевидные минусы: высокая стоимость, невысокая пока надежность и неспособность быстро реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию. Поэтому эксперты придерживаются мнения, что в ближайшие 20-25 лет массового распространения грузовых машин-беспилотников ждать все-таки не стоит. А потом они и вовсе станут не нужны: их заменят дроны, такие уже используют компании Amazon, Google, DHL, Zipline, Matternet и другие.

Впрочем, самым сложным является вопрос не технический, а моральный. В экстремальной ситуации водитель делает все, чтобы люди не пострадали. У беспилотников такой этической доктрины нет. Как же научить их действовать согласно человеческой этике?

Ученые Технологического института Массачусетса разработали тест, в котором предложили водителям ответить на 13 вопросов, один жестче другого. Например: у беспилотника отказали тормоза, продолжая двигаться по прямой, он собьет девочку, перебегающую дорогу на красный свет, а если свернет, то собьет старика. Кого оставит в живых беспилотник? Пример страшный, но это реальность, с которой придется столкнуться.

Сегодня в алгоритм управления автопилота закладываются действующие ПДД, то есть в случае опасности машина должна тормозить, запрещено выезжать на встречную полосу. Но как быть, если на дороге появится, например, собака?

Выбрать правильное решение и человеку непросто. Eще сложней объяснить алгоритм действий машине. Впрочем, прецеденты уже есть. Разработчики беспилотных автомобилей Mercedes решили, что в случае критической ситуации робомобиль будет спасать тех, кто находится у него в салоне.

ФОТО РИА НОВОСТИИ И ECONET.RU

***
фото: Сегодня беспилотники выглядят и как обычные автомобили, и как транспорт будущего.;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта