Мусоровозы тоже грязи не боятся
Техника, ранним утром выезжающая из ангаров компании «Сибсервис», впечатляет. Редко можно увидеть в ряд несколько десятков мусоровозов.
Для Юрия Коева, генерального директора предприятия, командовать мощной техникой — дело привычное.
— Можно научиться управлять любой техникой, — считает Коев. — Но лично у меня разрешения на управление гусеничной нет, хотя навыки вождения есть. Я учился в Курганском машиностроительном институте по специальности «военные гусеничные машины». Занимались проектированием знаменитых БМП-2 и БМП-3. В институте была кафедра по этому направлению. Отучился пять лет — и тебя ждет место на заводе. Но в девяностых, когда рушилась промышленность, цехи стояли незагруженные, зарплату рабочим не платили, пришлось выбирать, где работать, на что содержать семью. На зарплату инженера было не прожить.
— Говорят, что гусеницу поставить на место так же легко, как поправить лямку?
— Наверное, все-таки нет. Хотя механизм движения гусеничной подвески устроен удивительно лаконично — на машине устанавливаются катки с ведущими шестернями, подвески соединены между собой торсионами (стержнями из пружинной стали), есть еще трансмиссионная шестереночная группа и гидроусилители. Управляется техника двумя рычагами, левым и правым. Поворот обеспечивается за счет торможения. Eсли надо повернуть налево, тормозится левая часть гусеницы, а правая ускоряется. Eсть и традиционный штурвал в виде полуруля. Все внутри расположено компактно и удобно.
— Богатырей в танковые войска не берут?
— В бронетанковой технике водитель должен быть не выше 165 сантиметров и худощавого телосложения. Иначе в узком пространстве танка и БМП не развернуться. Да и в люке тоже. Водитель должен быть маленьким, юрким, чтобы по команде быстро занять место. И сама машина в целом должна быть миниатюрной, это же не дворец на колесах. Хотя в гражданский вуз на специальность принимали всех, поскольку задачи перед нами стояли другие. Мы участвовали в конструировании отдельных деталей и узлов машин, чтобы увеличить мобильность и маневренность техники. Первичной моделью была БМП-1, потом БМП-2, БМП-3, а затем «Курганец».
— Гусеничная техника в машиностроении — довольно узкая специализация…
— Eще в физико-математической школе я понял, что у меня есть тяга к технике. Отец нам с детства ее прививал. С 12 лет я уже управлял легковым автомобилем, без проблем его чинил, мог собрать и разобрать карбюратор. Поэтому и выбрал машиностроительный вуз. Моя специальность считалась элитной, стипендия была больше, трудоустройство гарантировано. Кроме того, с детства любил фильмы про танкистов. Да и дед мой воевал на Курской дуге.
— Танки действительно грязи не боятся?
— Танки — сильное и грозное оружие. Бронетанковая техника в основном применяется в наступательных операциях для захвата ключевых боевых плацдармов. У БМП, например, задача высадить десант, прикрыть его слабые точки, дать окопаться до подхода основных сил и закрепиться на указанных высотах. БМП — техника для ведения боя на переднем фланге, в горячих точках.
— Вывоз мусора можно назвать боем на передовой?
— Любая коммунальная услуга является передовой в социальном смысле. Мы выполняем важнейшую для людей и бизнеса функцию. В 2019 году эту услугу по всей стране перевели в разряд коммунальных. Мы начинали с малого: было всего 12 машин, сейчас автопарк дорос до 80 мусоровозов — и задней, и боковой загрузки. Eсли раньше мусор можно было вывозить с той периодичностью, о которой заказчик и подрядчик договорятся, то теперь эта услуга обязательна, ввели институт региональных операторов, который привлекает к исполнению организации, имеющие лицензии по обращению с неопасными отходами IV-V класса. Мы поэтапно участвовали в конкурсных отборах, выигрывали тендеры, сейчас работаем, развиваемся, ведем замену парка машин и контейнеров.
— Просто интересно, какая в мусоровозе сила давления утрамбовки мусора?
— Коэффициент уплотнения отходов в разных моделях — от двух до семи единиц, он зависит от механизма сжатия. Например, коэффициент пять обозначает, что если плотность ТБО составляла пять кубических метров, то после применения механизма мусоровоза получится один кубометр. Хотя все зависит и от того, насколько механизм подачи отрегулирован, как им управляет оператор, каков состав мусора — сухой он или влажный. Органика, например, почти не прессуется, сколько ее ни дави. Наша задача собрать за рейс максимальное количество контейнеров с минимальным количеством задействованных единиц техники. Это достигается подбором машин по объему установки, коэффициенту прессования и мощности гидравлических элементов.
— Мусоровозы разные нужны и разные важны?
— В этом году мы приобрели первые, меньшие по объему, мусоровозы для сельской местности. Они собраны на отечественной платформе — шасси «газон-next, объем установки всего восемь кубометров. Эти машины будут эффективны там, где по логистике большой пробег, а количество потребителей небольшое. Удобны они и при плотной городской застройке. Иногда мусоровозам приходится перемещаться во дворах с ювелирной точностью.
— Хватает ли ювелиров?
— Приоритет при трудоустройстве отдаем водителям с большим опытом. Они в разных ситуациях побывали, знают, как искать компромисс. Поэтому средний возраст водителей мусоровозов у нас 4050 лет. Здесь всегда приветствуется не только опыт вождения специализированной техники, но и такие черты характера, как выдержка, терпение, умение принимать решения в нестандартных ситуациях. Нервы у водителя мусоровоза тоже должны быть железными. Учим и молодежь. Но не все можно объяснить в теории, практика важнее, как говорят, в бой ввяжется — посмотрим. Главное не забывать, что и в этом случае клиент всегда прав.
— То, чем вы сейчас занимаетесь, — миссия или просто работа?
— Это ежедневный кропотливый тотальный труд. Что бы ни случилось вчера, надо, чтобы сегодня техника к выходу на линию была готова. Все по законам передовой: сбоев быть не должно, поставленная задача должна быть выполнена.
***
фото: Юрий Коев у нового мусоровоза.