Путешествие по книжной полке
Заседание сто восьмое
Пусть простят меня владельцы книжных магазинов. Я там не бываю. И не потому, что книги у них, как правило, дороже, чем в интернет-магазине. И не потому, что с некоторых пор мне стало дико неудобно шарить глазами без очков (а даже и в очках) по книжным корешкам на полках. Просто ни один книжный магазин не размещает товар так, как мне надо. А мне надо по странам.
Это мое давнее хобби — книжные путешествия, которое стало еще актуальнее с закрытием границ. Чем экзотичнее, тем лучше.
Гуд бай, Южная Америка, о-о-о!
Эрнан Ривера Летельер. Искусство воскрешения. Издательство Ивана Лимбаха, 2017.
Я в каком- то смысле как Гришковец: хочу визу во все страны и авиабилет на все рейсы. Тогда бы я полетела сначала в Чили. Меня там очень многое интересует (например, Антофагаста), но прежде всего пустыня Атакама. Там, говорят, остались мертвые городки, брошенные прииски, где раньше в нечеловеческих условиях добывали селитру. И люди там жили, и дети рождались. Не о двух головах, а просто дети, хотя, наверное, не самые здоровые. Я уже второй роман прочитала, где действие происходит в Атакаме, так что мне уже срочно туда надо. Во втором романе вскользь упоминаются герои первого — вроде как старых друзей встретил, и захудалый прииск с унизительным названием Вошка уже как будто не чужой тебе. Немного фантасмагоричный сюжет (ну нельзя быть полностью серьезным в таком трешовом месте), реальный прототип (и правда был такой народный святой в истории Чили, объявивший себя Иисусом), библейские отсылки, социальная сатира, немножко чуда (или это от обезвоживания, или просто голову напекло?!) — вот нехитрый рецепт современного чилийского прозаика Эрнана Риверы Летельера, но все же главный ингредиент у него пустыня. О-о-о, где я не буду никогда! Спасибо издательству Ивана Лимбаха и переводчице Дарье Синицыной, иначе бы о-о-о.
Редкий фрукт среди равных
Гаэль Фай. Маленькая страна. АСТ: Corpus, 2018.
Основное действие романа происходит в Бужумбуре — столице Бурунди. Но частично также и в Руанде, и в Конго. И это уже достаточная причина прочитать роман. А еще в нем полно самобытных подробностей, колоритных персонажей, характерных диалогов с шутками-прибаутками и необычными словами, заставляющими лезть в словарь — или хотя бы в Гугл (возьмем для примера слово «абакост»). Но гастрономическое удовольствие длится недолго и обрывается слишком внезапно. Что мы вообще знаем о геноциде хуту против тутси? В Руанде за три месяца 1994 года погибли насильственной смертью от полумиллиона до миллиона тутси. У главного героя папа француз, но какая разница, если мама тутси? Бьют ведь не по паспорту.
В общем, чтение не для слабонервных. Ужасная, пронзительная книга. Прекрасная, сильная. Всего 256 страниц. Придется выдержать.
Как закалялась плоть
Мо Янь. Лягушки. Эксмо, 2020.
Тот же прием закаливания использует и китайский прозаик Мо Янь в романе «Лягушки», выпущенном издательством «Эксмо» в конце прошлого года. Я давно охочусь на лягушек (зачеркнуто) на романы Мо Яня, этот автор действует на меня гипнотически, завораживая, заворачивая в паутину деталей, семейных связей, каких-то вроде малозначительных, но впоследствии оказавшихся важными подробностей вроде того, кто с кем во втором классе ел древесный уголь. Часть умственных усилий тут уходит на запоминание имен, но с этим ничего не поделаешь. Утешает только то, что китайцам наши имена также трудно запоминаются, но ничего, они как-то читают Толстого и Достоевского.
Но где-то с сотой страницы немного сонное описание жизни китайской провинции начинает закручиваться в сюжет. Правительство Китайской народной республики принимает меры к ограничению рождаемости. Это благо, это экономическая целесообразность, здравый смысл, ведь иначе «пройдет пятьдесят лет — и половина земного шара будет в китайцах». Но до простых граждан здравый смысл дошел не сразу, пришлось помогать. Прочисткой мозгов (и не только) занимается в романе местная акушерка, передовик производства Вань Синь. Читаешь и ждешь, что она наложит на себя руки или что ее милосердно укокошит кто-нибудь из односельчан, но нет. Автор показывает нам все новые круги ада, где несчастные люди с изломанной судьбой и искалеченной психикой… продолжают жить, такое вот наказание.
ФОТО АНАСТАСИИ БОГДАНОВОЙ
***
фото: