Фронтовик живет по соседству
Их осталось так мало — тех, кто воевал. Хочется сделать для них что-нибудь важное. Сказать спасибо. Пожелать здоровья…
Борис Трофименко родился 3 августа 1923 года в селе Вознесенка Павлодарской области, в семье учителей. В 1929-м родители перебрались в Павлодар. После окончания средней школы в 1940-м Борис работал счетоводом в издательстве, за два года дорос до должности старшего бухгалтера. В 1942 году ему исполнилось 18.
— Я был мобилизован из Павлодара, и там остались родные — мама, бабушка с дедушкой. Мама работала учительницей, и мне даже приходили на фронт письма от ее учеников. Они хотели меня поддержать, писали о том, как пытаются помочь в тылу. Одно из писем до сих пор хранится у меня — рассказывает ветеран.
Борис Трофименко участвовал в боях 3-го Белорусского фронта наводчиком станкпулемета маневренной группы 86-го погранполка.
— На передовую прибыли в октябре 1944-го. Бои шли в Литве. Беспрерывно лил холодный осенний дождь. Грязь, слякоть, бездорожье. В таких условиях наши ГАЗ-АА и ЗИС-5 не могли продвигаться, и нам приходилось машины толкать. Сами шли пешком, неся на себе кроме вещмешка либо тело станкпулемета весом 28 килограммов, либо 33-килограммовый станок, ленты патронов, — перечисляет Борис Иванович. Он говорит, что помнит все так, как будто эти утомительные пешие переходы были вчера. — Очень уставали. Но удивительно — несмотря на то, что от дождя были всегда мокрые, никакая простуда не приставала. Никаких болезней!
В боях в Восточной Пруссии под городом Голдап Трофименко получил ранение в голову и контузию. За отличие в боях по ликвидации Восточно-Прусской группы немецких войск юго-западнее Кенигсберга он награжден Орденом Отечественной войны II степени и благодарностью Верховного Главнокомандующего товарища Сталина.
Особенно подробно ветеран вспоминает штурм Кенигсберга в апреле 1945-го. Как ласково светило солнце и как в садах на хуторах расцветали фруктовые деревья, чувствовался аромат. А потом в небе появились эскадрильи бомбардировщиков, и летели они в сторону Кенигсберга. Через несколько часов тучи пыли и пепла полностью закрыли солнце, стало темно и жутко. Хорошо поработала тяжелая артиллерия, немецкая оборона была сломлена. Тяжелые бои шли в самом городе. Часть, в которой служил Трофименко, участвовала в уличных боях, и ветеран вспоминает, что улицы были завалены трупами, а город разрушен.
Были ли какие-то светлые моменты во фронтовой жизни… Ну, конечно, день окончания войны — 9 мая 1945 года. Радость была неописуемой! Салютовали из всех видов оружия, и даже ночью — трассирующими пулями.
После войны Трофименко перевели в штаб полка казначеем, а затем исполняющим обязанности начальника финансовой части полка, и там он служил до марта 1949 года.
В мирное время Трофименко трудился в нефтяной промышленности, из этих сорока лет 25 отдал Главтюменнефтегазу, где работал под руководством легендарного нефтяника Виктора Ивановича Муравленко. За многолетний добросовестный труд удостоен медали «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» и звания ветерана труда. Сейчас ему 97, он живет один. Две его дочери сами уже на пенсии и живут одна на Севере, другая на Украине, но, конечно, постоянно звонят отцу. В силу возраста и нынешних эпидемиологических ограничений Борис Иванович из дома не выходит, но трижды в неделю у него бывает соцработник, приносит продукты и лекарства. Не забывают о нем и в совете ветеранов Главтюменнефтегаза.
***
Награды Бориса Ивановича Трофименко
— Орден Отечественной войны II степени.
Медали:
— За взятие Кенигсберга;
— медаль Жукова;
— За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.;
— В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина;
— 20, 30, 40, 50, 60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.;
— ХХХ лет Советской Армии и Флота;
— 50, 60, 70 лет Вооруженных Сил СССР.
Нагрудные знаки:
— «25 лет Победы в Великой Отечественной войне»;
— «Фронтовик 1941 — 1945 гг.»