Безопасность никуда не убежит?
После казанской трагедии в Государственной Думе, да и на всех других уровнях, вновь заговорили о возможности вернуть в школы уроки начальной военной подготовки. Мол, нынешние программы ОБЖ делают упор в основном на здоровый образ жизни, а про поведение в чрезвычайной ситуации рассказывают мало.
Преподаватель ОБЖ гимназии N 21 Александр Дружинин — бывший кадровый военный, ныне полковник в отставке. В 80-е годы служил в Южной группе войск в Венгрии, затем командовал полком гражданской обороны в Туркестанском военном округе. Когда в 1998 году вышел в отставку, как раз в школах ввели ОБЖ. Тема была ему близка, а программа, разработанная ТОГИРРО, интересна. Тогда этот курс изучали семь лет, начиная с пятого класса. И первой вводной темой было «Город как источник опасности». Затем уже переходили к изучению того, как действовать во время ЧС природного и техногенного характера. Отдельно рассматривали безопасность в быту и в школе. Все было разложено по полочкам. Хотя до Беслана было почти пять лет.
В 2012 году ввели единые государственные стандарты, в том числе и по обучению ОБЖ, теперь этот предмет изучают только с восьмого класса, а уроки дают раз в неделю.
— Конечно, этого недостаточно, — считает Александр Антонинович. — У меня есть авторская программа, занятия по ней могу проводить, когда, например, другой преподаватель заболел или расписание временно изменили. Примерно раз в месяц, не чаще. И отношение учеников к предмету за два десятка лет моей работы в школе изменилось. Нет у них к нему особого интереса. Но жизнь показывает, что если ты убегаешь от опасности, то она бежит за тобой. Безопасность — это прежде всего практические занятия. В нашей гимназии, например, чтобы раздел по оказанию первой помощи был более наглядным, приобрели дорогой манекен-симулятор. А как иначе научиться делать искусственное дыхание? Ведь если в спокойной обстановке теряешься, то и в экстремальной вряд ли сориентируешься.
О практическом подходе к изучению предмета говорит и Олег Коркин, учитель ОБЖ и физкультуры школы N 70. Предмет он преподает всего два года, но тоже жалуется на то, что в учебной программе предусмотрено мало практики. Он старается подкидывать школьникам практические задачки.
— Говорят, что интеллект — это не сумма знаний, а умение принимать решение в нестандартных ситуациях, — говорит Олег Владимирович. — Поэтому считаю, что во время изучения этого предмета надо не заставлять зубрить, а учить детей думать самостоятельно, ориентироваться в пространстве и ситуации. В ОБЖ все почти как в спорте — мастерство начинается с малого. Попробуй заставить человека сразу сто раз подтянуться, у него не получится. Обучение таким дисциплинам, как ОБЖ, должно быть приземленным. Ведь опасности, большие и малые, всегда вокруг нас. Eсли сможешь сладить с маленькими, есть шанс, что и при масштабном ЧП не растеряешься. Не зря говорят: предупрежден, значит, вооружен. Мне кажется, что ОБЖ — это по большому счету готовность к жизни.
Фото автора, Анастасии Богдановой и из архива редакции
***
фото: Где еще научат противогаз надевать;Александр Дружинин;Олег Коркин.