Подвезешь к врачу?
Шум, загазованность, вибрации, долгие часы неподвижности, переутомление и стресс сопровождают каждый рабочий день водителя. О том, как эта профессия испытывает человеческое здоровье, рассказывает врач-профпатолог высшей категории Людмила Семенова.
Вибрации
— Вибрация негативно влияет на все органы человека — от сердечно-сосудистой системы до костей. Но в то же время вибрационная болезнь встречается крайне редко; на практике тюменские профпатологи сталкивались с этим заболеванием только у трактористов с большим опытом. Хотя есть и исследования, посвященные влиянию вибрации на водителей полноприводных автомобилей вроде «ленд-крузера».
К сожалению, в плане профилактики от самого водителя в этом случае зависит немногое. Уровень вибрации во многом связан с качеством и новизной техники. И единственное возможное в этом случае предупреждение болезни — своевременные техосмотр и техобслуживание, а также (если мы говорим о транспортных предприятиях) обновление автопарка.
Но обращения с вибрационной болезнью все еще поступают. А значит, не все работодатели добросовестно относятся к здоровью своих сотрудников. Не говоря уже о тех, что выступают за сокращение списка профессиональных болезней — так, говорят, меньше трудностей и затрат на профосмотры.
Стресс
— По статистике каждые 15 минут на наших дорогах возникает стрессовая ситуация. Легко представить, как постоянные волнения влияют на сердце человека за рулем. Профосмотр отсеивает потенциальных водителей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Гипертоническая болезнь второй степени влечет запрет на допуск к работе. А водителей-дальнобойщиков каждую смену ждет общий осмотр. Так врачи убеждаются, что водитель не погибнет за рулем от инфаркта или инсульта.
Хотя, будь на то воля врачей, стоило бы ввести за правило, чтобы не только профессионалы, но и автолюбители перед тем, как сесть за руль, замеряли бы давление и проверялись у кардиолога. Я знаю случай, когда врач нашей больницы умер за рулем. Он врезался в столб. Прохожим и другим водителям просто повезло, что они не пострадали. Всегда нужно помнить, что автомобиль опасен прежде всего для окружающих.
Вынужденная поза, питание и переутомление
— Длительные рабочие смены вынуждают водителей находиться в неподвижной позе, а особенности маршрута — нерегулярно и неправильно питаться. Здесь уже многое зависит от самого водителя. Способы профилактики гастрита и ожирения у водителей такие же, как у всех: правильное питание, подвижный образ жизни… Но как найти в себе силы для зарядки после долгого и утомительного рейса?
Помогают тахографы — устройства, регулирующие режим труда и отдыха водителей. В основном они предназначены для предупреждения переутомления, поскольку оно представляет смертельную опасность как для водителей, так и для других участников дорожного движения. Концентрация внимания падает, в иных случаях дальнобойщики и вовсе засыпают за рулем. Увы, но далеко не во всех машинах установлен тахограф, а если он и есть, то водитель не всегда реагирует на его сигналы.
Вне перечня
Часть водительских заболеваний указана в перечне профессиональных заболеваний, часть — и самая общеизвестная — нет. Остеохондроз, гастрит и геморрой — многие знают, что водители страдают от этих болезней. Однако эти недуги находятся вне поля зрения профпатологов, которые решают, допустимо ли для того или иного человека работать в сфере.
…Широкая распространенность профессии водителя играет с нами плохую шутку. Их работа кажется нам не опаснее той, что выполняет, например, бариста. Сложно представить, что человек, который каждый день подвозит нас до работы или домой, рискует жизнью и здоровьем. Осознание ошеломительно. И полезно.